Гуус ХИДДИНК Фото: AFP (с сайта rusteam.permian.ru)
ЧЕМ МЫ ПРОВИНИЛИСЬ, ГОСПОЖА ФОРТУНА?!
НАС БОЯЛИСЬ
А ведь они действительно нас боялись! И все эти фразы: «Россия на взлете, а у Германии проблемы», «Русские сегодня могут обыграть кого угодно», — были не просто дежурными реверансами или попытками запудрить мозги. Они искренне так считали.
Ваш корреспондент убедился в этом, придя в пресс-центр «Сигналь Идуна Парк» пораньше — часа за полтора до игры. Россиян там еще практически не было, зато немцев уже хватало. Заслышав мою русскую речь, обращенную в телефонную трубку, они вдруг все как один повернули головы. И в полутора десятках взглядов читалось не просто любопытство — взоры эти совершенно определенно были настороженными и уважительными одновременно.
Зато в перерыве матча те же самые немецкие коллеги меня просто не замечали — как и остальных российских собратьев по перу: после первых сорока пяти минут мы вновь превратились в никому не интересных неудачников. И главное достижение субботней дортмундской встречи (а вернее, конечно, второго ее тайма) в том, что после финального свистка уважение к нашей сборной, а в проекции — и к журналистам из России вернулось на июньские высоты, где оно не бывало уже много-много лет. Пожалуй, с советских еще времен.
Но это только утешение, потому что главное в спорте, как ни крути, результат. А его мы не добились. И стереть из памяти обиднейшую и по большому счету незаслуженную кляксу можно только будущими победами.
ИЗМЕНА ПРИНЦИПАМ
Чем же вызваны два столь разных тайма в исполнении подопечных Хиддинка? Наверное, все-таки легкой изменой своим принципам. Я имею в виду стартовый состав нашей команды с неожиданно появившимся там Янбаевым.
Нет, к самому железнодорожнику претензий нет — он отыграл как мог и особых упреков не заслужил. Да и логика его появления на поле понятна: Жирков теперь в ЦСКА играет не левого бровочника в схеме 3−5−2, а ярко выраженного левого полузащитника в расстановке 4−4−1−1, то есть той, что применяет сборная. И играет очень эффективно. Так почему бы, спрашивается, не использовать его в подобном же амплуа в национальной команде?
А потому, что мы тем самым сократили количество атакующих игроков на целую боевую единицу (Янбаеву при живом Жиркове подключаться было особо некуда и незачем), причем единицу не простую, а идеологически для нас важнейшую, ибо крайние защитники образца Euro-2008 были ключевыми игроками всей российской наступательной схемы.
Если же учесть, что изменения коснулись и налаженной конструкции в центре поля (где вместо Семшова появился Денисов), и центра обороны, и нападения (в обоих случаях — вынужденно), да присовокупить к этому естественное волнение сразу двух дебютантов матчей такого ранга (все те же Денисов и Янбаев), то повышенная сейсмоопасность нашей новой конструкции становилась видна невооруженным глазом.
Неудивительно, кстати, что, по имеющимся у меня сведениям, тренерский штаб российской сборной был крайне недоволен тем, что состав команды просочился в отечественный интернет еще за несколько часов до матча. Зная, как внимательно Лев и компания изучали перед этой игрой все, что исходило из стана противника, Хиддинк со товарищи понимал, что: а) лишился эффекта неожиданности; б) досрочно обнажил слабые стороны своего построения, ввиду чего у соперника появилось гораздо больше шансов их использовать. Так что некоторые наши сайты в погоне за сиюминутной мелкой выгодой немцам ох как пособили.
Сергей СЕМАК уходит от Михаэля БАЛЛАКА Фото: Ина ФАССБЕНДЕР, Reuters (с сайта rusteam.permian.ru)
БУНДЕСТИМ ВО ВСЕЙ КРАСЕ
Однако, несмотря на все описанные проблемы, начала российская сборная здорово. Как никогда осторожные германцы события не форсировали, но разящую атаку пропустили уже на четвертой минуте. Трехходовая комбинация заслуживала двух восклицательных знаков — за пас Аршавина на рывок Жиркову и подачу последнего точно на ногу Погребняка. Но, к сожалению, не обошлось и без знака вопросительного — мяч от этой самой ноги улетел куда-то вверх и в сторону…
После игры, в гостинице, зенитовский форвард корил себя в беседе с корреспондентом «СЭ»: «Я обязан был забивать! Хоть ногой, хоть головой… Но немного растерялся, если честно». Увы, но это был не день Павла — он и во втором тайме то перебирал сантиметры и оказывался в офсайде, то недобирал их и не успевал к мячу.
Эх, забей он на той злополучной четвертой минуте! Немцы получили бы убедительное подтверждение всем своим предматчевым страхам, а их дебютант голкипер Адлер, и без того заметно нервничавший, мог вообще выпасть в осадок. А ведь шок — это по-нашему…
Но шока не случилось, бундестим постепенно игру наладила и стала демонстрировать любимому стадиону все свои сильные стороны (кстати, аншлага на «Сигналь Идуна Парк» не получилось, и наш боевой фанатский десант частенько перекрикивал превосходящие силы противника).
Игра перекочевала на российскую половину поля. Сначала Баллак бил на поражение, но пущенный им реактивный снаряд нашел достойный щит в виде рук Акинфеева. А потом Подольски в борьбе один на один просто-таки продавил Василия Березуцкого и вывалился на такую позицию, что бессилен был уже и Акинфеев.
Мы пытались еще после этого играть в свой футбол, но, получив столь мощную психологическую подпитку, отлаженная немецкая машина стала набирать обороты с каждой минутой. И в какой-то момент остановить ее стало невероятно трудно. Это просто счастье, что до перерыва мы пропустили еще только раз (расхлябанно упустив в своей штрафной сначала Швайнштайгера, а потом и Баллака): события вполне могли развернуться так, что второй тайм стал бы полной формальностью.
СЮЖЕТ НЕ ДЛЯ ГОЛЛИВУДА
К счастью, не стал. И мы увидели, что наша новая сборная умеет играть в такой футбол, который не по зубам даже серебряному призеру чемпионата Европы на его поле. За всю вторую половину матча немцы создали всего один опасный момент у наших ворот — Троховски метров с двадцати ухнул в перекладину. Мы же были очень близки к тому, чтобы к забитому голу добавить еще как минимум три.
Судя по местной прессе и телепередачам, больше всего перед матчем хозяева боялись Аршавина. Это нашло косвенное подтверждение еще в первом тайме: когда в одном из моментов Лам в центре поля обыграл нашего форварда, стадион взорвался так, как взрывался только еще дважды в этой сорокапятиминутке - при голах Подольски и Баллака.
После перерыва Аршавин показал себя в полном блеске и все немецкие страхи стопроцентно подтвердил. И дело даже не в голе — его-то как раз сотворил Анюков: брошенный Дзагоевым в прорыв, он потерял мяч, но тут же отобрал его у Лама, выскочил с глазу на глаз с Адлером и издевательски пустил снаряд голкиперу между ногами, в десяти сантиметрах от линии ворот. Аршавину с этим снарядом оставалось только встретиться, что он и сделал.
А вот то, что творил наш самый страшный для сборной Германии футболист потом, очень живо напомнило матч «Зенита» с «Реалом». Аршавин нанизывал соперников на свой дриблинг по двое и по трое, выводил партнеров на убойные позиции (но ни Семак, ни Зырянов ситуациями не воспользовались), бил сам (в сантиметрах от штанги), бросал в прорывы Анюкова, Дзагоева, Погребняка…
Что с тобой, госпожа Фортуна?! Почему нынешней осенью мы видим исключительно твою спину? Разве не заслужил Аршавин своей игрой хотя бы ничьей? А почему ты, о коварная, воспрепятствовала поистине голливудскому сюжету и свела мяч со штангой после удара так здорово вошедшего в игру взрослых мужчин восемнадцатилетнего мальчика?
Выход на поле Алана Дзагоева стал ключевой предпосылкой коренного перелома. И дело не столько даже в юном армейце как таковом (хотя его дебют, безусловно, удался), сколько в возврате нашей сборной к привычной в последнее время атакующей концепции. А уж взаимодействия Дзагоева с Аршавиным, по-моему, доставляют удовольствие им обоим — не зря ведь зенитовец в одном из моментов отправил своего одноклубника Зырянова подальше от углового флажка, призвав туда дебютанта, после чего корнер едва не привел к голу.
Удар Дзагоева в штангу стал квинтэссенцией нашего невезения. Российские журналисты, поникшие в первом тайме и резко взбодрившиеся во втором, чудом не разломали столы в ложе прессы на недоброй 87-й минуте — у меня, во всяком случае, ладонь болит до сих пор. Но, поостыв и прожив с поражением ночь, нужно признать, что невезение мы в определенной степени заслужили — невнятной игрой с 9-й минуты матча по 45-ю.
Не знаю, откуда футболистам взять душевные и физические силы, чтобы после такого энергозатратного второго тайма и такого до боли обидного поражения выйти в среду на матч против финнов как ни в чем не бывало. Но суть в том, что в игре с сыновьями Суоми очки отдавать уже нельзя никак. А значит, надо начинать играть в свой фирменный футбол (тот самый, что нагоняет страху на старушку Европу) не после «приятного» разговора в раздевалке в перерыве, а с самых первых минут матча на «Локомотиве».
Тогда и ветреная Фортуна явит нам наконец свою подзабытую уже симпатичную улыбку.
Павел ПОГРЕБНЯК Фото: AFP (с сайта rusteam.permian.ru)
ГУС ХИДДИНК: «НА МАТЧ С ФИНЛЯНДИЕЙ СОСТАВ ИЗМЕНИТСЯ»
С главным тренером российской сборной корреспондент «СЭ» беседовал вчера днем в аэропорту Дюссельдорфа, откуда команда улетала в Москву. Пока мы искали место, где можно было бы спокойно присесть, к нам постоянно подходили болельщики — чтобы сфотографироваться с Гусом Хиддинком, получить автограф или просто сказать: «Спасибо за игру! У нас великолепная сборная!»
ПОГРЕБНЯКУ СТОИЛО БИТЬ ГОЛОВОЙ
— Как вам спалось после матча?
— Сна как такового у меня практически не было. Задремал около пяти утра. А уже в половине восьмого надо было вставать — команда уезжала в аэропорт. Вот и считайте.
— Негусто…
— Обычное дело после важного матча. Даже когда мы выигрываем, я долго не могу заснуть. Всякий раз анализирую свою работу, выступление отдельных футболистов и команды в целом. Ну и кровь, разумеется, полна адреналина. Напряжение в матчах такого уровня высочайшее — требуется какое-то время, чтобы от него отойти.
— И что показал ночной анализ игры в Дортмунде?
— Сборная России провела два разных тайма. В первом далеко не все удавалось, хотя мы и начали его очень неплохо. У нас получилось, что называется, ошарашить хозяев быстрой контратакой. Это был самый что ни на есть стопроцентный шанс! Шикарная комбинация завершилась передачей Жиркова на Погребняка. Но тот, находясь перед незащищенными воротами, не сумел переправить мяч в сетку.
Полагаю, ему надо было попытаться нанести удар головой. В таких ситуациях бить по мячу в прыжке не очень рационально. Пробей Погребняк со «второго этажа», у него были все возможности поразить цель.
— Немцы в отличие от нас первый же шанс использовали с блеском.
— Увы, возразить мне нечего. До перерыва мы вообще позволяли соперникам слишком многое. А главное, давали им слишком много пространства. Нередко выигрывали борьбу, но при этом легко разрешали футболистам сборной Германии перейти на нашу половину.
Зато во втором тайме на поле была настоящая сборная России. Мы играли, как в лучших матчах этого года. Полностью завладели инициативой, активнее стали действовать на флангах. Как результат — создали множество острейших моментов. И это против Германии на ее поле!
Мне очень понравился наш второй тайм. Надеюсь, болельщикам тоже. Понимаю, что в исполнении своей национальной команды они хотят видеть быстрый и качественный футбол на протяжении всего матча. Безумно жаль, что сборная России смогла забить за эти 45 минут всего один гол, так и не сумев уйти от поражения.
— После матча я разговаривал с игроками нашей сборной. Некоторые сказали, что по такой игре даже ничья не стала бы закономерным итогом — Россия заслужила победу!
— Я полностью согласен с футболистами. Голевых возможностей у нас было гораздо больше, чем у соперника. Для того чтобы как минимум отыграться, не хватило совсем чуть-чуть.
ДЗАГОЕВ ОТЛИЧНО ВПИСАЛСЯ В СБОРНУЮ
— Вы преподнесли несколько сюрпризов. Выпустили в стартовом составе Янбаева, выдвинув ближе к чужим воротам Жиркова, доверили выйти с первых минут Денисову. Но, судя по тому, что в перерыве произошли перестановки и команда вернулась к обычной игровой модели, первоначальный план не сработал.
— Я бы так не сказал. В конце концов, если бы Погребняк использовал свой шанс, игра пошла бы совсем по иному сценарию. Жирков нередко обострял игру, так что, полагаю, этот ход себя оправдал. Проблема, повторю, была в том, что немцы получили слишком много свободы.
— Можно ли сказать, что замененный после первого тайма Янбаев не справился с волнением?
— Он действительно немного нервничал. Но я не согласен с теми, кто считает, что Янбаев сыграл плохо. Выпуская его в стартовом составе, мы учитывали, что в недавнем поединке с голландцами он здорово справился с опекой Роббена.
— Как оцените игру Денисова?
— По нашему замыслу, ему надлежало сковать атакующие действия Баллака и в то же время стараться поддерживать комбинации своей команды. Задача, согласитесь, непростая. Отыграл Денисов нормально. Не могу сказать, что хорошо: именно нормально.
— Так совпало, что игра российской сборной преобразилась с выходом на поле другого дебютанта — Дзагоева. Какую характеристику можете дать игре юного армейца?
— Он очень хорошо вписался в команду. Для футболиста, которому недавно исполнилось 18 лет, это замечательно. Войдя в игру, поначалу немного волновался, но затем освоился и довольно быстро поймал нужный ритм. Дзагоев — по-настоящему умный игрок, способный выдать тонкий пас и обострить ситуацию. В Дортмунде он лишний раз это подтвердил.
— Не опасались выпускать его в таком матче?
— Нет. Напротив, был уверен, что Дзагоев полностью готов к игре.
— После матча я видел слезы на его глазах. Позже Дзагоев признался мне, что очень расстроился из-за нереализованного момента.
— Правда? Я вижу, что он очень эмоционален и переживает любой игровой эпизод. Это замечательно. А что до того момента, когда он попал в штангу — ничего страшного. Футболист все сделал правильно, просто немного не повезло. В его жизни еще будет много забитых голов и нереализованных шансов. Главное — сосредоточиться на футболе и постоянно совершенствоваться.
Андрей АРШАВИН на 51-й минуте проводит ответный гол Фото: AFP (с сайта rusteam.permian.ru)
БЕСПОКОИТ СОСТОЯНИЕ ПОЛЯ В ЧЕРКИЗОВЕ
— Согласны, что великолепный матч провел Аршавин?
— Конечно! Он, можно сказать, вышел на переднюю линию огня и действовал почти как центральный нападающий. Аршавин вновь подтвердил, что для него не составляет никаких проблем обыграть соперника один в один — причем на любом уровне.
— В то же время не лучший матч провели Погребняк и Зырянов. В чем причина?
— Такое случается. Тот же Зырянов здорово выглядел в ряде предыдущих игр. Между прочим, он очень переживает, если что-то не получается. Что же, в ближайшее время будет шанс исправиться.
— Почему решили оставить в запасе Семшова?
— У нас был большой выбор центральных полузащитников. Поступили так не в последнюю очередь потому, что хотели удивить соперника.
— В Дортмунде наша команда оставила много эмоций. Вас это не беспокоит в преддверии встречи с Финляндией, которая состоится уже в среду? Ведь финны выступали на своем поле против не самой сильной сборной Азербайджана.
— Думаю, восстановиться успеем. В конце концов, все прекрасно понимают: необходима победа. Команда будет играть дома, при переполненных трибунах, с огромным желанием реабилитироваться после обиднейшего поражения. В Черкизове постараемся весь матч сыграть в той же манере, как второй тайм против Германии.
— Насколько я знаю, вы хотели, чтобы эта игра состоялась в Лужниках. Однако поменять ранее заявленный в УЕФА стадион «Локомотив» не удалось.
— Это действительно так. Сборная России предпочитает скоростной и техничный футбол, для которого необходим ровный газон. У меня были опасения насчет погодных условий, а также состояния поля в Черкизове. Прекрасно помню, как пару лет назад мы встречались там с хорватами — и газон был очень тяжелым. Впрочем, меня заверили, что на этот раз все будет в порядке. Я и сам так думаю: нагрузка на стадион «Локомотив» сейчас невелика.
— Вы имеете представление об уровне финской сборной?
— Мне довелось посмотреть ее недавнюю встречу с Германией, а также субботний поединок против Азербайджана. С информацией, как видите, у меня все в порядке.
— Финны могут доставить нам проблемы?
— Любая команда способна это сделать, если ее соперник выйдет на матч недостаточно мобилизованным. Поэтому мы обязаны выложиться на сто процентов. Тем более что у финнов очень приличная команда. Если я не ошибаюсь, все их основные футболисты, кроме одного-двух, выступают в сильных европейских лигах. У них серьезный опыт международных матчей, и они отлично подготовлены функционально.
— Сколько изменений произойдет в стартовом составе сборной России по сравнению с Дортмундом?
— Не скажу, что много, но они обязательно будут.
— Как вы теперь оцениваете турнирную ситуацию в нашей группе?
— Германия, как и ожидалось, — фаворит. Нам же надо выигрывать ближайший матч, чтобы продолжить движение к цели — путевке на чемпионат мира. Уверен, самое интересное нас ждет впереди. Развязка наступит не раньше будущей осени.
ЙОАХИМ ЛЕВ: «УСТАНОВКИ ИГРАТЬ НА УДЕРЖАНИЕ СЧЕТА НЕ БЫЛО»
Главный тренер вице-чемпионов Европы на пресс-конференции не скрывал положительных эмоций:
— Рад, что мы обыграли российскую сборную, которую наряду с нами можно отнести к главным фаворитам группы. Эта победа очень важна для нас, но до участия в чемпионате мира предстоит еще долгий путь. Пока же могу лишь похвалить свою команду. До перерыва мы полностью доминировали, создали уйму моментов, но реализовать их все не получилось, а то могли бы добиться и более крупного счета. А вот во втором тайме Россия заиграла агрессивнее и перехватила инициативу. Сдержать это давление было крайне нелегко, но мы справились, отвечали опасными контратаками.
— Не считаете, что более справедливым исходом стала бы ничья?
— Нет, наша победа заслуженная. В первом тайме, повторю, мы вполне могли забить три и даже более мячей, сняв все вопросы о победителе. Да и во второй половине у нас была пара острейших моментов, например у Троховски, когда он попал в перекладину.
— Вы дали установку подопечным во втором тайме действовать аккуратнее и сыграть на удержание счета?
— Нет, мне предпочтительнее было видеть свою команду в атаке, как в первом тайме, когда мы полностью контролировали ход игры. Во второй половине удержать подобный темп не удалось, да и Россия заиграла сильнее. Было крайне сложно сдержать Аршавина и всю его компанию, но нашей обороне наряду с Адлером, который провел классную игру, это удалось.
— Могли предположить, что во втором тайме выйдет совсем юный Дзагоев и столь серьезно обострит игру?
— Конечно, ведь с заявкой соперника на матч мы ознакомились заранее. Способности этого парня нам, признаюсь, не особо известны, но то, что он может выйти на поле, мы предполагали.
При использовании материалов ссылка на сайт
«Неофициальный сайт сборной России
по футболу» обязательна, для интернет-проектов необходима
гиперссылка на www.russia-matches.ucoz.ru.
Редакция сайта не несет ответственность за содержание информационных
сообщений, полученных из внешних источников. Авторские материалы
предлагаются без изменений или добавлений. Авторские права на все
фотографии, взятые из различных источников, принадлежат их авторам.
Использование материалов сайта возможно лишь с указанием имени автора
или названия источника используемого материала, если последние указаны.
Позиция редакции сайта может не совпадать с точкой зрения автора.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание рекламных
материалов. По вопросам размещения рекламы, а также замечания и
предложения по работе сайта присылайте на AleKHandro79@mail.ru.