ПУСТЬ ПРОИГРАВШИЙ НЕ ПЛАЧЕТ
Кому из нас не хотелось, чтобы сборная России одержала победу в первом своем отборочном матче чемпионата Европы? Наверное, всем. Но какие, однако, были основания считать, что наша команда обязательно добьется успеха? Только то, что мы — Россия? Увы, одного этого далеко недостаточно. Да, надо быть уверенным в себе, в своих силах, но все это должно чем-то подкрепляться. Вот сейчас говорят, что у нас игроки ничуть не хуже, чем в украинской сборной. Наверное. Но если сравнивать хотя бы то, в каких условиях готовились к матчу обе команды, то мы увидим, что это небо и земля. У соперников суперсовременная футбольная база и прекрасные поля, у нас — одно разбухшее от дождей болотистое поле на две сборные — первую и молодежную.
За приездом сборной России в Киев в прошлую пятницу я наблюдал по местному телевидению. Репортеры с веселым оживлением сообщили, что российская команда задержалась с вылетом из Москвы на два с половиной часа из-за того, что руководство «Внуковских авиалиний» требовало от «Газпрома», на чьем самолете летела сборная, какой-то старый долг, никакого отношения к футболистам не имеющий, и констатировали, что игроки выглядели утомленными.
Мелочи, скажете вы. Может быть, но порой как раз они многое решают.
Помните такую песню: «Нет, нет, нет, нет, я хочу сегодня...»? У нас все хотят получить всё только сегодня, но никак не завтра, а тем более послезавтра. Жизнь, наверное, такая. Пришел новый тренер, и от него требуют немедленных побед. Но в футболе, как и в жизни, чудеса происходят редко.
Бышовец при избрании провозгласил, что его основная задача — подготовить боеспособную команду к чемпионату мира 2002 года, и с этим согласился исполком РФС. Но сейчас уже слышны голоса: где же эта новая команда, игроки-то все старые. Во-первых, создание новой команды — дело не одного дня. Во-вторых, авантюрой было бы отказываться вдруг разом от всех опытных игроков, чей потенциал далеко еще не исчерпан, да еще накануне отборочного турнира чемпионата Европы. Другие специалисты говорят наоборот: в Киеве надо было выставлять только опытных футболистов, зачем же тогда их вызывали на сбор?
В футболе, медицине и экономике разбираются, как известно, все. И каждый дает советы. Наверное, это правильно, иначе жить было бы неинтересно. Но решение принимает один человек. В данном случае — тренер. И исходит он при этом из двух принципов: тактического плана, выбранного им на игру, и физического состояния футболистов на данный момент, то есть из факторов, неизвестных людям, находящимся вне команды.
Характерный пример — Александр Мостовой. После того как он не забил на последних минутах матча гол в ворота сборной Кипра при счете 1:1 и не стал спасителем отечества, его долгое время не привлекали в сборную ввиду якобы негативного к нему общественного мнения (кстати, победа в прошлую субботу киприотов над сборной Испании — 3:2 заставит, видимо, изменить наше представление об этой команде как о мальчике для битья). Теперь к Мостовому совсем иное отношение — он снова наша надежда. И поэтому звучит вопрос:
почему его сразу не поставили в состав на матч в Киеве? Объяснение тривиальное: Мостовой во время тренировки в Новогорске поскользнулся на мокром поле и повредил мышцу ноги. Накануне матча врач сборной вынес вердикт: может сыграть один тайм. Поэтому и было принято решение — ввести его в игру во втором тайме, когда соперники чуть подустанут, и на этом фоне он может проявить себя с лучшей стороны. Так и вышло. А выпустили Мостового не сразу после перерыва, чтобы озадачить хозяев уже в ходе самой игры, не дав им возможности заранее перестроиться.
Секретная же обстановка, в которой проходила подготовка к матчу со сборной Украины, как мне кажется, объяснялась тем, что соперники знают друг друга как облупленные, и любая, даже самая незначительная информация из противоположного лагеря могла иметь решающее значение. Такого, наверное, не будет ни перед какой другой встречей. Французы и исландцы, к примеру, вряд ли будут изучать нашу команду так тщательно.
Тренеры сборной Украины, судя по всему, до последнего момента были уверены, что у нас свободным защитником будет играть Добровольский. Во всяком случае, Сабо на послематчевой пресс-конференции несколько простодушно признался в том, что тактический план игры его команды в атаке был построен исходя именно из этого. И поэтому украинские тренеры решили выставить не двух, как обычно, нападающих, а трех. Скаченко должен выдвигаться вперед к Добровольскому, который, по словам Сабо, игрок техничный, но медлительный (на самом деле с этим можно поспорить), а Шевченко и Ребров должны были располагаться чуть сзади. Добровольский же повредил колено на тренировке, о чем тренеры сборной Украины не знали, и не был поэтому включен даже в число запасных. На вопрос, в чем же заключался смысл этого плана, если Добровольский не вышел в конце концов на поле, Сабо с полным правом ответил, что Скаченко забил мяч и тем самым оправдал свое появление в составе.
Во втором тайме, кстати, Скаченко заменил Калитвинцев, и сборная Украины заиграла в привычной для себя тактической системе.
Состав сборной России на эту игру для многих оказался неожиданным. Я его узнал уже в ложе прессы киевского стадиона из протокола встречи и, не скрою, тоже удивился. Как известно, из-за травм накануне матча у нас выбыли Хлестов, Никифоров, Соломатин, а в последний момент и Добровольский — защитники, на которых рассчитывали тренеры. Следовательно, линию обороны надо было составлять практически заново, что всегда чревато неприятностями, ибо игра в защите удается только тогда, когда футболисты между собой хорошо взаимодействуют и понимают друг друга. В данном случае получился вынужденный экспромт, что в конце концов и дало о себе знать. Итак, свободным защитником у нас играл Чугайнов, а стопперами Ковтун, перенесший за несколько дней до этого операцию по поводу гланд, и новичок сборной Варламов. На флангах расположились защитники-хавбеки — справа Минько, слева Яновский. В роли опорного полузащитника выступал Онопко, а крайними атакующими хавбеками были Канчельскис (справа) и Семак (слева). Вперед выдвинули Колыванова, а чуть сзади него действовал Аленичев. Это один из вариантов тактической системы, хорошо известной в мире.
Можно ли его называть оборонительным? Наверное, но тут обязательно надо учитывать то) о чем многие доморощенные теоретики забывают, рассуждая о тактике игры. Когда-то наш знаменитый тренер Михаил Якушин бросил фразу, ставшую афоризмом: «Когда мяч у нас — мы атакуем, когда мяч у соперника — мы обороняемся...» Если ее перевести на язык тактики, то это означает, что у любой команды в ходе встречи всегда есть два варианта игры; оборонительный и атакующий. Допустим, наша сборная овладевала мячом. Вперед немедленно начинали выдвигаться и Яновский, и Минько, и Онопко, не говоря уже о Семаке и Канчельскисе, на подмогу Аленичеву и Колыванову. Периодически в атаку шли и Ковтун, и Варламов. Другими словами, атаковать (так же, как и защищаться) наша команда должна была большими силами, которые у нас имелись, но которые она, к сожалению, не всегда использовала. Весь фокус тактической системы не в том, сколько у команды номинально нападающих, полузащитников и защитников, а в том, как они играют — в атаке или в защите. Вот это прежде всего и надо анализировать. Когда, к примеру, говорят, что Семак больше оборонялся, чем атаковал, приходится только недоумевать. В обязанности Семака, как практически любого полевого игрока, входит игра в защите. Если он много обороняется, значит, соперники много атакуют. Что же он в таком случае должен пренебрегать своими обязанностями?
Как и ожидалось, сборная Украины сразу же стала оказывать мощное давление на наши оборонительные порядки. Но шума было много, а реальных угроз мало. В целом наша защита справлялась со своими обязанностями. Два голевых момента за весь первый тайм создали хозяева поля и оба их реализовали. Такое не часто случается, но, к несчастью, случилось с нами. Первый момент в какой-то мере возник случайно. Ребров справа послал мяч со штрафного к нашим воротам. В борьбу там вступили Ковтун и Шевченко. Головой они оба сыграть не сумели, но нападающий сборной Украины успел поддеть мяч ногой, и тот полетел к правой нашей штанге, где Попов, опередив Канчельскиса, головой пробил точно. Харин был бессилен ему помешать.
Гол для команды, пропустившей его, все равно что нокдаун для боксера. Сборная России еще долго приходила в себя, после чего опрометчиво чуть ли не всей командой бросилась отыгрываться. Тот же Михаил Якушин любил повторять одну и ту же истину своим игрокам, задавая вопрос: «Что надо делать, когда проигрываешь 0:1?» Ответ звучал вроде бы парадоксально: «Прежде всего нужно укрепить оборону, действовать в защите особенно внимательно, ибо, если пропустишь второй мяч, станет совсем плохо. А уж потом надо организовывать атаки так, чтобы сравнять счет».
Наша команда, увы, действовала не так. Аленичев сделал передачу партнеру, Ващук мячперехватил и, несмотря на свое сломанное, как утверждают, ребро, рванулся вперед на страшной скорости. Три украинских игрока оказались против двух наших защитников. «Лишнего» они разыграли классически. Ващук, когда к нему приблизился Варламов, сделал паузу и отдал пас влево, мяч, задев ногу нашего защитника, полетел к свободному Скаченко. Тот вошел в штрафную и спокойно забил гол.
У нас же в первом тайме игра впереди не заладилась. Из обороны в атаку переходили медленно, игрокам заметно недоставало взаимопонимания. Расчет делался на средние и длинные передачи, которые часто были неточны. Оказываясь же на ударных позициях вблизи штрафной, футболисты почему-то не решались бить по воротам (Аленичев, Яновский, Колыванов). До перерыва наши провели, пожалуй, одну хорошую комбинацию. Минько сделал длинный пас вправо в направлении Канчельскиса, попытка Микитина перехватить мяч головой не удалась, и Андрей помчался по краю, а затем выдал отличную передачу в штрафную Колыванову. Того атаковал Головко и, как показалось многим, сбил его с ног. Потом уже я смотрел этот эпизод несколько раз в видеоповторе, и убеждение в том, что в борьбе с Колывановым Головко нарушил правила, у меня сохранилось, но у судьи Мерка было свое мнение (и не было телевизора), а посему 11-метровый он не назначил.
Как выходить из создавшегося положения? Уже при счете 0:2 наши начали прессинговать с тем, чтобы вынудить соперников ошибиться. Продолжили они это и во втором тайме и постепенно стали захватывать инициативу. Правда, упустили Попова, который из выгодной ситуации пробил мимо ворот. Исключительно удачно вошел в игру Мостовой, который стал завязывать одну комбинацию за другой, демонстрируя мастерство в обводке. И вот его сбивают недалеко от левого угла штрафной. Он с Колывановым разыгрывает некое подобие «стенки» и подает мяч в штрафную. И дебютант сборной России Варламов, сумев выйти на очень хорошую позицию, головой посылает мяч в ворота. 1:2. Это уже кое-что.
У нас выходит еще один свежий игрок — Карпин, и появляется надежда, что ход матча можно переломить. Но тут случилось несчастье. В совершенно безобидной ситуации Ковтун отбрасывает головой мяч Харину, но бьет несильно, и Ребров, набравший ход, оказывается у мяча первым. Харин бросается ему в ноги, Ребров падает. Судья показывает вратарю красную карточку и назначает 11-метровый. Харин потом утверждал, что не задел Реброва, но кому это можно было доказать? Наша команда остается вдесятером, вратарь Черчесов вынужденно заменяет Семака, а Ребров реализует пенальти.
Игроки сборной России, однако, не сдаются, бьются изо всех сил, показывая отменные волевые качества. Тут уже приходится рисковать и оголять оборону, что дает возможность соперникам остро контратаковать. Ребров, в частности, после отличной передачи Калитвинцева сильно бьет, а мяч, задев перекладину, улетает за ворота. Наши тоже создают неплохой момент. Мостовой делает пас в штрафную Колыванову, того опять-таки, кажется, с нарушением правил валят с ног, но и тут немец Мерк не на стороне россиян.
И все же нашей команде удается еще раз добиться успеха. Опять-таки Мостовой с левого фланга со штрафного посылает мяч к воротам хозяев, и Онопко с близкого расстояния поражает цель.
Уже после игры на пресс-конференции Бышовец с целью, наверное, подзадорить местных журналистов сказал, что сборной России просто не хватило времени для того, чтобы сравнять счет... Те, однако, восприняли его слова как должное. И в самом деле, несмотря на то, что наша команда играла вдесятером, концовка матча морально осталась за ней.
Бышовец также заметил, что остался доволен игрой команды во втором тайме и она должна лечь как бы в основу будущей игры.
Да, мы потерпели поражение, и теперь как-то надо выправлять турнирные дела. Мне кажется, что тот состав, который выступал в Киеве, был конкретным составом на конкретную игру, исходя из имевшихся в распоряжении тренеров футболистов. В будущем он будет, конечно же, претерпевать изменения. Но по крайней мере одного хорошего нового игрока для сборной мы уже разглядели — Варламова. И это плюс, как и то, что наши игроки, все без исключения, показали себя настоящими бойцами. А с такими футболистами можно уже создавать настоящую команду.
Впереди же сборную России ждет не менее трудное испытание: два матча в течение четырех дней — 10 октября с чемпионами мира французами в Москве и 14 октября с исландцами в Рейкьявике, где они сыграли вничью с теми же французами.
КИЕВ — МОСКВА.
Олег КУЧЕРЕНКО
Еженедельник "Футбол". № 37. 1998.