С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ И СНОВА В НЕБЕСА
Игорь Добровольский впервые выводил сборную команду СССР в роли ее капитана во время турне в страны Центральной Америки. |
Тринидад и Тобаго - само название страны, которая открывала турне сборной СССР по Центральной Америке, звучало экзотически! Но и добиралась из Москвы команда до нее 48 часов. Правда, потому, что вынуждена была заночевать в Нью-Йорке. И вот почему. В аэропорту имени Кеннеди наш самолет приземлился по расписанию — в 14 час. 10 мин. местного времени. На 16 часов были заказаны билеты в Порт-оф-Спейн — столицу Тринидада и Тобаго. Однако стометровое расстояние, отделявшее место нашей высадки от места посадки в том же аэропорту, мы преодолели за 1 час 50 минут (именно столько времени заняли процедуры по граничного и таможенного контроля), отчего в самолет, уже изготовившийся к старту, нас принять отказались. Впрочем, благодаря задержке в Нью-Йорке я узнал, что наш еженедельник уже продается в США за 1 доллар 25 центов, хотя не так давно он стоил 60 центов.
Итак, спустя сутки мы все-таки вылетели из Нью-Йорка и приземлились в Порт-оф-Спейне поздним вечером. Тут, кстати, пограничные и таможенные формальности заняли считанные минуты, после чего нас усадили в защитного цвета армейский автобус, за рулем которого важно восседал очень сурового вида мощный темнокожий солдат в пятнистой форме десантника. Оказалось, в Тринидаде и Тобаго введен по каким-то причинам комендантский час, и для пущей нашей безопасности шофера вооружили автоматом. Говорил наш водитель на какой-то странной смеси из английских и испанских слов (так говорят здесь многие местные жители) и клаксона не жалел, хотя дорога в город, как и полагается при комендантском чаре, была пустынной.
В час ночи ребята разошлись по своим комнатам в отеле и завалились спать. В 6 часов вечера этих же суток (21 ноября) им предстояло выйти на поле, чтобы встретиться в розыгрыше так называемого Кубка Карибов со сборной США.
Как известно, ФИФА наградила не так давно Федерацию футбола Тринидада и Тобаго и любителей футбола этой страны призом «Фейр плей», то есть справедливой, честной игры. Многие, наверное, помнят, что в отборочном турнире к чемпионату мира 1990 года сборная Тринидада и Тобаго опережала перед последней игрой команду США на одно очко и, достаточно было ей свести на своем поле матч с американцами вничью, чтобы поехать в Италию. Случилось, однако, непредвиденное — хозяева проиграли 0:1. И тут зрители, до отказа заполнившие стадион, проявили истинное благородство: встав с мест и заливаясь горючими слезами, они аплодировали победителям! Вот какие люди живут в этом маленьком островном государстве, и в их приветливости и доброжелательности, кстати сказать, мы сами убедились не раз.
Вот, впрочем, еще одна любопытная история. После поражения от команды США тренер сборной Тринидада и Тобаго был от работы освобожден. Однако большая группа болельщиков сочла это решение властей несправедливым и объявила бойкот на посещение матчей с участием сборной своей страны. Этим и объяснялось, что матчи на Кубок Карибов посещало небольшое число зрителей, хотя турнир неплохо рекламировался. О нашей сборной писали, например, что приезд ее сравним разве что с прибытием в 1972 году на Тринидад и Тобаго бразильского «Сантоса> во главе с самим Пеле.
Когда мы прибыли в Порт-оф-Спейн, первый матч турнира был уже сыгран. Хозяева поля добились на этот раз во встрече со сборной США ничьей — 0:0.
Точно так же — 0:0 — закончилась и наша игра с американской командой (а ее составе выступало немало участников итальянского чемпионата мира).
Дальняя дорога, конечно, не могла не сказаться на наших футболистах, но еще больше — семичасовая разница во времени. Прибавьте к этому климатические условия острова Тринидад, где началось уже лето, и температура днем поднимается до 33 градусов при почти 100-процентной влажности. Словом, духота невозможная, сущая парилка, по улице идешь — и как бы сопротивление воздуха преодолеваешь. А каково футболистам на поле совершать свои бесконечные рывки! Некоторые игроки жаловались, что у них порой круги перед глазами стояли, просто не видели ничего.
Тем не менее первый тайм наши футболисты провели под аплодисменты. Несмотря на крайне плохое состояние поля, они разыграли несколько очень красивых комбинаций, зачинателем которых, как правило, был их капитан Добровольский, демонстрируя изящную обводку. У соперников же. необыкновенно удачно действовал вратарь соперников Додд (хотя нашим нападающим, в частности, Юрану и Колыванову, можно было бы удары и поточнее наносить).
Одну из важнейших целей турне сборной СССР по Центральной Америке главный тренер Анатолий Бышовец видел в проверке большой группы кандидатов — в игре необходимо каждого посмотреть, и выяснить, как они к делу относятся. Известно, однако, что решать одновременно две такие разные задачи — и игроков проверить, и результатов добиваться — крайне трудно. Тренеры решили все-таки от этой своей линии не отступать, то есть дать возможность, независимо от того, как складываются матчи, сыграть большому числу футболистов. Вот почему во втором тайме матча со сборной США состав нашей команды резко поменялся: Уваров, Чернышов, Цвейба (Д. Кузнецов, 46), Мох, Канчельскис, Кульков, Шалимов (Татарчук, 46), Добровольский, Мостовой (Перепаденко, 46), Колыванов (Гецко, 46), Юран (Радченко, 46).
После перерыва сборная СССР вновь имела заметное преимущество, хотя играла и менее стройно. После удара Перепаденко мяч просвистел рядом с крестовиной ворот, по тому же маршруту отправился он и после штрафного, выполненного Добровольским... Сборная США, мне кажется, нулевой ничьей была очень довольна...
Олег КУЧЕРЕНКО, специальный корреспондент "Футбола"
Еженедельник "Футбол". № 23. 1990 г.