РЕПЕТИЦИЯ БЕЗ РЕПЕТИЦИИ
Эпизод из первого тайма встречи... Фото: Юха Тамминен (Финляндия) |
Матчи такого характера издавна принято именовать «репетициями». Порой с уточнением — «последняя» либо «генеральная». Встреча в среду в Турку нашей сборной и национальной команды Финляндии такому определению соответствовала полностью. Причем для обеих сторон. Так уж распорядился календарь отборочных игр чемпионата мира, что и наша команда, и финская начинают свои путь в новом цикле в один и тот же день — 31 августа. Сборная Финляндии на своем поле в первом матче четвертой группы принимает команду ФРГ, а наша сборная в рамках третьей группы открывает ее программу поединком в Рейкьявике со сборной Исландии.
Само собой понятно, что перспективы двух команд, игравших в среду в Турку, явно разнятся. Сборная Финляндии оказалась в одной отборочной группе с ФРГ, Голландией и Уэльсом, причем из этой четверки только победитель получает путевку в финал. Вторая же команда еще должна соперничать с другими сборными, занявшими аналогичные места в остальных группах. В нашей, третьей группе не одна, а две сборные непосредственно выходят в финал, и, естественно, цель советской команды однозначна — путевка В Италию в 1990 году.
После завершения, причем успешного, для нашей сборной чемпионата Европы руководство команды в принципе отметило, что для Италии-90 потребуется новая сборная. Возможно, так, но сегодня, и это очевидно, вопрос о перетряске рядов, тотальном обновлении, конечно, не стоит. От добра добра не ищут. Матч в Турку — лишнее тому подтверждение.
Прежде даже таким товарищеским играм предшествовали пусть кратковременные, но все же сборы. Теперь в связи с участием динамовцев Киева в крупном международном турнире в Италии, по сути дела, репетиция в Турку состоялась с ходу, без всякой особой подготовки. Да в ней и нужды не было. Подавляющее представительство в первой команде страны киевских динамовцев не вынуждало заботиться о налаживании связей или какой-то дополнительной шлифовке сыгранности. Отдельные вкрапления игроков из других клубов разладить командный механизм не могли. По сути дела, сравнительно с чемпионатом Европы к составу добавился лишь спартаковец Родионов, которого к новичкам уж никак не отнесешь. Всех своих партнеров он знает отлично, не раз выступал с ними вместе. Предоставление же места в воротах Виктору Чанову выглядело шагом логичным.
Не сказалось и отсутствие главного тренера сборной В. Лобановского, принимавшего участие в эти дни в Италия в итоговой тренерской конференции, посвященной последнему чемпионату Европы. Впрочем, наша сборная еще в преддверии чемпионата Европы, когда Лобановский был болен, накопила опыт выступлении под руководством Н. Симоняна, Ю. Морозова и С. Мосягина, как и сейчас, в товарищеском матче в Финляндии.
И все же при всей стабильности рядов советской сборной, существовал применительно к формированию одной из линии определенный интерес. Речь идет о защите. Можно вспомнить, что в финале чемпионата Европы при отсутствии Кузнецова и Бессонова она выглядела вынужденно экспериментальной. Тогда руководство команды впервые сформировало в центре оборону пару Хидиятуллин — Алейников. Теперь тот вынужденный эксперимент был продолжен уже намеренно. Алейников опять был поставлен в центр обороны, на этот раз в паре с Кузнецовым, причем минчанин выполнил обязанности свободного защитника. Остальные позиции были заняты традиционно — Бессоновым справа и Демьяненко слева.
Репетиция в Турку, конечно, не могла подвергнуть нашу оборону максимальным испытаниям. Это с одной стороны. С другой — предоставила возможность прокорректировать взаимные связи и взаимодействия в щадящем режиме. За весь матч, пожалуй, лишь в двух эпизодах после перерыва Кузнецов и Алейников нарушили тесный контакт друг с другом. Удар Рантанена, проскочившего в свободную зону между центральными защитниками, умело парировал ногой наш вратарь Чанов. Во втором случае он также отбил мяч, направляемый Алтоневом без помех головой под перекладину.
В целом же поединок в Турку прошел с явным территориальным, техническим и игровым перевесом советской сборной. Для хозяев поля престижность встречи, да и стремление, подготовиться к будущему матчу со сборной ФРГ продиктовали очевидную и естественную ставку на оборону. Четыре защитника вообще практически весь матч пределы своей штрафной площади не покидали В периоды же осложнений в этом же секторе сосредоточивалось не менее восьми игроков сборной Финляндии. В итоге свободных зон на половине поля хозяев практически Не было, создать их было не просто, освободиться от внимательного присмотра соперника — тоже.
Советская команда мячом владела подолгу, дорожила, выискивая нестандартные продолжения. Некоторые из них в принципе удавались, когда мяч после длительного розыгрыша в центре затем по диагонали направлялся чаще всего с правого фланга на левый. В принципе голевые ситуации создавались, хотя и не слишком щедро. Могли забить Демьяненко, Заваров, Беланов, Протасов. Однако либо надежно играл голкипер хозяев поля Лаукканен, либо прицел оказывался чуточку неточным. Где-то к середине второго тайма финская сборная чуть-чуть уравняла игру, но когда ничего из этого для себя не извлекла, вновь вернулась к тактике сдерживания соперника. Ближе к концу встречи Кузнецов и Бессонов не раз пытались активными вторжениями нарушить плотность обороны финнов, но и их рейды удачей не завершились. Делать они это начали после того, как одного из двух выдвинутых вперед форвардов — Протасова — заменил Гоцманов.
Нулевая ничья в 341-м по счету матче нашей сборной — результат сам по себе нейтральный, поскольку речь идет о товарищеском матче в гостях. Само собой понятно, что тоже в гостях 31 августа в Рейкьявике все мы будем ждать от нашей команды большего. Тем более, что сюжет предыдущей ничьей там же еще не выветрился из памяти.
Г. РАДЧУК
Еженедельник "Футбол-Хоккей". № 34. 1988 г.