СУХОЙ СЧЕТ В МОКРУЮ ПОГОДУ
Десятого октября в Берлине сборная Советского Союза проведет очень ответственный для себя матч в отборочном турнире европейского первенства с командой ГДР. Так что встреча с греческой сборной, кстати, также лидирующей в своей предварительной группе, стала для нас своего рода последней репетицией. В нашей команде вновь произошли некоторые перестановки в сравнении с недавним Матчем с французами. В частности, в стартовом составе появились два старожила сборной, киевские динамовцы Демьяненко и Бессонов, которого мы не видели в нашей команде с весеннего матча со сборной ГДР.
Игра в Лужниках выдалась для обеих сборных не очень сложной, проходила большую часть времени в среднем темпе, и острые моменты у ворот, особенно в первом тайме, возникали не часто. Преимущество наших футболистов обнаружилось довольно скоро, но вратарь греческой команды вступал в игру не часто, так как многие наши передачи обрывались еще на подступах к штрафной площади. И вот этот несколько монотонный характер матча в середине первого тайма нарушил блестящий удар метров с 35 Добровольского. Он рискнул ударить по воротам со столь дальней дистанции, и мяч вонзился в левый верхний угол ворот. Красивейший гол!
После перерыва игра пошла поживее: заметно активизировались греческие футболисты, которые стали все смелее проводить свои контратаки на ворота Дасаева. Однако наш вратарь, изрядно продрогший в первом тайме, ошибок не допускал, а вот беспрерывные атаки советской сборной под занавес матча. дважды увенчались успехом. С разницей в две минуты Протасов и вернувшийся в сборную после долгого перерыва Яремчук довели счет до 3:0. Что ж, репетиция нашей команде удалась, и будем теперь ждать 10 октября.
А. ВЛАДЫКИН
Газета "Советский спорт". 24.09.1987 г.
ДЕМОНСТРАЦИЯ ВЫРАВНИВАНИЯ
Товарищеский матч сборных команд СССР и Греции по просьбе еженедельника комментирует заслуженный мастер спорта Алексей ВОДЯГИН.
Предлогаю не обращать особого внимания на конечный результат встречи. Он мог оказаться любым — более скромным или более внушительным. И «не корысти ради» сошлись на измокшем поле Лужников в контрольной встрече обе команды — результат лишь итожил их работу и усилия.
Задуматься следует о другом: тезис выравнивания сил на мировой футбольной арене в этом матче обрел зримую, вещную суть. Подтвердился лишний раз. Сборную Греции никогда особенно не воспринимали всерьез (было время — мы ее в Салониках обыгрывали с крупным счетом, а наши форварды делали «хет-трики»). Но кто теперь скажет, посмотрев греческих футболистов в Лужниках, что они не техничны, не быстры, не умеют по ходу игры менять исходную тактику на более приемлемую? Что среди них нет футболистов высокого класса? Показали гости, что умеют, что есть... Да и тот факт, что сборная Греции реально претендует на выход в финал чемпионата Европы из группы, в которой выступают еще и голландцы, о чем-то да говорит.
Цели греческой команды в контрольном матче отчетливо проглянули с первых же минут. Тренеры, видимо, ставили задачу в борьбе с такой сильной командой, как наша, да на ее поле, отработать систему многоплановой обороны в сочетании с длинными контратаками путем перевода мяча из глубины на быстрых, мобильных и весьма техничных Саравакоса и Анастопулоса.
Их расчетам долгое время не удавалось осуществиться: наша команда властно захватила середину поля, умело контролировала мяч, сочетая многоходовой розыгрыш мяча с быстрой, в два-три такта, доставкой его на линию огня.
Тональность игре задала первая же острая атака Протасова и Михайличенко по центру, когда Михосу ничего другого, как сбить с ног Протасова, не осталось. Вскоре властно подключившийся в наступление Кузнецов острым пасом вразрез вывел на ударную позицию Яровенко, который метров с десяти послал мяч под вратарем, но ворота уберегло чудо: мяч задел упавшего голкипера и погасил скорость, да и вратарь не сплоховал - извернулся и накрыл мяч. Надо сказать, что Пападопулос еще не раз спасал ворота — очень неплохой вратарь, решительный, реактивный, цепкий. Еще один резкий переход в атаку, и уже Алейников тонким планированным полуударом обводит вратаря, но не попадает в цель.
Гости удесятерили внимание в обороне — наши в ответ перешли на затяжные комбинационные импровизации-розыгрыши на чужой половине поля. Две запомнились особо — прозвучали, как спевка еще недостаточно прочно связанных друг с другом солистов, и понравились ощущением, что игроки настраиваются на общий лад.
Тут следует подчеркнуть, что две последние товарищеские встречи — со сборными Югославии и Греции, помимо конкретных задач непосредственной подготовки к решающим отборочным играм, преследовали согласно замыслам тренеров далеко идущие цели. Взят прицел на будущее, из чего можно заключить, что если контракт с нынешним руководством сборной и не подписан, то какие-то гарантии на работу с дальним прицелом им получены.
Проверяются игроки ближайшего резерва, пробуются новые сочетания и блоки, закрепляются определенные, тактические установления. Это не может не радовать. Тем более что образ игры на протяжении 90 минут постоянно преображался, что, видимо, было запрограммировано.
Великолепный дальний удар Добровольского в правый верхний угол ворот наверняка был в равной доле и явлением импровизационного порядка, и в то же время логично вытекал из общего задания на игру. Не случайно же ему предшествовала целая серия попыток поразить ворота с дальних позиций. Но вот что любопытно: проигрывая, гости незамедлительно сменили «пластинку» и от контратакующих действий перешли к наступательным, минут 15 до перерыва и чуть больше после него вторгаясь на чужую половину поля отрядом в четыре-пять человек. У наших защитников стали возникать непредвиденные сложности, в которых, правда, вместе с Дасаевым они разобрались.
Другие сложности возникли у нашей команды на чужой половине поля. С каждой минутой становилось яснее, что без эффектного нажима, без ускорения оборону гостей прорвать трудно. После гола Добровольского, применив немало тактических уловок, но играя без нажима, наша команда около сорока минут реальных угроз создать не могла. Игра стала опасно выравниваться. Проведя перегруппировку с заменами, тренеры сборной СССР не только изменили тактический рисунок командных действий, но и добились значительного их ускорения. Примерно с 60-й минуты голевые ситуации, и чем дальше — тем острее, стали расти, как грибы после дождя, который, кстати, и пролился перед матчем, подпортив поле.
От демонстрации выравнивания сил не осталось и следа — налицо была демонстрация превосходства в классе, в дремавших до поры функциональных возможностях наших футболистов. Пападопулос несколько раз выручил свою команду, особо запомнилась его отменная реакция на великолепный удар Литовченко. Но последовал классически забитый Протасовым гол в падении ударом головой с превосходного паса Добровольского и не менее классическая, для учебника, мизансцена с участием Бессонова, Протасова и Яремчука. Первый исполнил парашютную подачу в штрафную, второй высоко выпрыгнул, имитируя удар головой, но пропустил мяч Яремчуку, который хладнокровно переиграл пребывавшего в растерянности вратаря.
Класс, невзирая на внешние признаки выравнивания сил, в конечном итоге сказался. Но не будем забывать: чтобы он проявился в результате, понадобилось включить дополнительные усилия и даже выпрыгнуть — в прямом и переносном смысле — чуть выше головы.
Еженедельник "Футбол-Хоккей". № 39. 1987 г.