ЧТО-ТО ВРОДЕ СМОТРИН
Смотровая команда — так в разговоре со мной еще до матча окрестил молодежную сборную ФРГ приехавший вместе с ней главный редактор журнала «Киккер» Карл-Хайнц Хайманн. Он рассказывал о том, под каким пристальным вниманием шефа главной команды Франца Беккенбауэра находится молодежная, какой тесный контакт у него с Бертти Фогтсом, ее тренером и руководителем всех юношеских сборных ФРГ. Хайманн. посетовав на то, что на этот раз собрали не всех лучших футболистов, все же назвал команду очень перспективной в плане подготовки резерва для национальной сборной. По его мнению, трое из тех. кто выступил на стадионе «Динамо» против сборной клубов СССР, могут рассчитывать на хорошее будущее — вратарь Гунделях, Ваас и 19-летннй нападающий Кёгль.
После матча мне удалось накоротке переговорить с самим Беккенбауэром, который твердо сказал, что сейчас видит только одного кандидата в свою команду — Вааса, а остальные находятся в таком «смутном» возрасте, что трудно гадать, какими они будут через год-два. Между тем, замечу, Ваасу 21 год, а впечатление он оставил, действительно, самое приятное, хотя из-за травмы провел на поле только один тайм. В этом футболисте подкупает умение дирижировать игрой и в то же время всегда успевать на завершающий удар. «Почти готовый игрок». — резюмировал Беккенбауэр.
О самой игре сказал, что, несмотря на проигрыш, действиями молодых в целом удовлетворен, отметив огромное желание и старание понравиться. Ему самому, надо полагать, понравилось умение гостей держать мяч под постоянным контролем, не выпуская игровой инициативы. А не понравилось ему, наверное, то, что достигалось это порой длительным розыгрышем мяча поперек в центре поля, без кинжальных передач вперед.
Надо сказать, что в команде гостей многие впервые появились в этом составе, играли, что называется, с листа, но благодаря умелым организаторским действиям Вааса, напористости легкого Кегля и мощной поддержке из тылов опытного Функеля — единственного в команде возрастного, ему уже 27 лет, футболиста, гости произвели впечатление именно связной, продуманной игрой. О сыгранности нашей команды тоже говорить не приходится, ее состав еще в большей степени можно назвать смотровым, экспериментальным. Одни и впрямь появились в составе впервые, другие после травм и лечения только восстанавливают игровую форму и не могли быть задействованы в первом составе.
Смутило другое - то, что весь первый тайм наши футболисты провели очень инертно, без огня, напора, вели игру несколько вразнобой. Понятное дело — присматривались друг к другу, нащупывали связи, привыкали к новым позициям, а они были несколько иными у Литовченко и Б. Кузнецова, а Родионов и вовсе выступал в совершенно необычном амплуа — крайнего хавбека, да еще правого. Поначалу мы его видели чаще в обороне, помогающим Пригоде сдерживать летучего напористого Кегля. Тем не менее именно Кегль и создал первый опасный момент у наших ворот, с ходу переправив мяч через головы Пригоды и Родионова на дальнюю штангу. Там координированно вынесся на передачу и высоко выпрыгнул Ваас, нанеся удар головой в ближний угол так, что Михайлову с большим трудом, ногами, удалось отвести угрозу. До конца тайма гости еще раз могли открыть счет, когда бил в пустые ворота очень похожий внешне и по манере игры на старшего брата младший Румменигге. Пригода выбил мяч на угловой, после подачи которого головой в упор бил уже Функель — и опять Пригоде удалось перехватить удар.
Чуть раньше, когда как раз подумалось, что же наши-то так безиницнативны в своих устремлениях вперед, они все же провели хорошую и быструю атаку — Литовченко и Поздняков в два хода доставили мяч на бег Родионову, но тот в борьбе с защитником пробил выше перекладины. В остальном до перерыва можно отметить лишь несколько сильных ударов издали Кондратьева и Литовченко.
Во втором тайме наши футболисты были активнее, чему в немалой степени способствовали проведенные в перерыве замены. Особенно удачно вошел в игру Дмитриев, постоянно заряженный на удар. Эта его похвальная нацеленность на чужие ворота в конце концов привела к успеху после подачи Шавло с углового. Но прежде успели отличиться гости, тоже заметно изменившие характер игры с выходом на поле Экштайна и Хохштеттера. Эти двое воспользовались тем, что наши центральные защитники увлеклись атакой и по центру стремительно убежали, передавая мяч друг другу в одно касание. Экштайн не замедлил и с ударом с ходу при сближении с первым же нашим защитником. Классический это был образец контратаки!
Впрочем, и гол Дмитриева был хорош. Редко приходится видеть такие мощные удары головой — вратарь даже не сумел удержать мяч в руках. А победную точку в матче поставил наш левый защитник Вадим Каратаев, который закончил затяжной рейд по флангу ударом с ходу метров с тридцати в дальний от неудачно бросившегося на перехват вратаря угол ворот.
И все же, думается, у наших футболистов, несмотря на победу, меньше оснований оставаться довольными своей игрой: уж слишком много ошибок при сравнительно невысоком темпе допускали они, и чаще всего в простейших ситуациях, слишком пассивно вели игру на протяжении большей части матча. Сказывалась разрозненность устремлений и действий...
А. КОРШУНОВ, мастер спорта
Еженедельник "Футбол-Хоккей". № 35. 1985 г.
Материал предоставил Андрей АНДРЕЙКО (г. Полтава)