СОВЕТСКИЙ СОЮЗ – КИТАЙ – 3:2
КОЧИН, 21 января. (Репортаж нашего спортивного корреспондента.) — Лев рычал и рычал. Муха же казалась такой беспомощной, такой маленькой и как-то боязливо жужжащей. А потом сытый лев решил вздремнуть. И муха, воспользовавшись этой непростительной ошибкой, набралась наглости претендовать на место льва и на его долю. В конце концов, несмотря на то, что лев вовремя проснулся и вернул своё, муха (а ею в сегодняшем матче против советского льва в четвёртом розыгрыше Международного турнира «Золотой кубок Неру» в Кочине являлся Китай) оставила в тысячах умов устойчивое впечатление, что она была вполне достойна трона.
Проигрывая в два мяча после первого тайма, великолепные китайцы перестроились и повели энергичные и захватывающие дух атаки на советские ворота и к исходу часа восстановили интригу в матче.
У русских первый и третий голы забил Сергей Стукашов, а второй — на счету Литовченко. У китайцев отличились Май Чао и Ма Линь.
К моменту первого удара по мячу уже было понятно, что у кочинских футбольных болельщиков воспоминания ещё не стёрлись. В 1983 году молодые китайцы за две недели покорили сердца миллионов жителей штата Керала, когда показали настолько вдохновляющий футбол, что, вопреки всем прогнозам, финишировали позади венгров.
Сейчас никого из той китайской команды на поле уже не было. Но цвета формы всё же вызывали у болельщиков почтение. А скромные парни в синем в начале матча ответили им взаимностью, проведя несколько неплохих атак на ворота русских, которые вполне могли принести успех.
Но затем «синие», образно говоря, превратились в балаган. И расплата, к тому же двойная, наступила очень быстро, ещё до исхода первого получаса.
С высокомерием людей, знающих свою работу, свою силу и свои способности, Сергей Балтача и Сергей Боровский смели китайцев, практически сбили их с ног, как разъярённый лев смахивает хвостом со спины надоедливую муху.
В подходящий момент муха — будьте уверены! — вернётся и продолжит надоедать. Но власть льва установлена. И не вызывает вопросов.
НАСТРОЕНИЯ ПУБЛИКИ МЕНЯЮТСЯ
Имея в качестве стартовой площадки для советских атак Литовченко и Гоцманова, нападающие очень скоро стали показывать свой неистовый норов. И это был абсолютно неопровержимый футбольный козырь. Дисциплинированная русская защита и мощное и творческое нападение — для старающихся китайцев это было уже слишком, и вскоре публика стала менять свои симпатии, вознеслась и ринулась в буйство красок, когда большие светловолосые русские стали накатываться, как огромные волны.
Прошло всего две минуты, и китайскому вратарю Ван Цзефу пришлось в броске спасать ворота после удара Стукашова. Но уже через пять минут Стукашов не оставил Вану ни шанса. Центральный нападающий Протасов ворвался в штрафную площадь. С его ударом Ван Цзефу справился, но набежавший Стукашов у дальней штанги дослал мяч в сетку.
Китайская защита, в отличие от умелого нападения, была слишком плохо оснащена, чтобы противостоять тому темпу и грубой мощи, которые русские демонстрировали в игре впереди. Уже на 15‑й минуте Инь И был заменён на Цзяо Чуньбэня, но на 24‑й минуте ни Цзяо, ни вся остальная китайская команда не смогли помешать нанести точный удар Литовченко.
Китайская защита упорством остановила ошеломительный слалом Протасова у самых ворот, но перед этим умелый русский нападающий откинул немного вправо мяч прямо на Литовченко. Литовченко, перед которым этот мяч буквально вынырнул, сориентировался в доли секунды, развернулся, словно вращающаяся дверь, и правой ногой нанёс удар с полулёта по кожаной сфере. Мяч описал внушительную дугу, обогнул шокированного Ван Цзефу, вонзился в сетку и выскочил из ворот обратно в поле.
Теперь русские поняли, что отрыв от китайцев уже значительный, и хотя и нельзя сказать, что они бросили вёсла, но грести дальше стали не столь энергично.
Китайцы, в особенности три мушкетёра в передней линии — Лю Чжунчан, Ма Линь и У Цюньли, — почувствовали, что у льва началась сиеста. Удачно поохотившись, русские решили вздремнуть. Идеальный момент для того, чтобы навести порядок в своих рядах. Однако, хотя лев и был неактивен, но его хвост, знаменитый хвост по имени Ринат Дасаев, был по-пержнему подвижен. На 40-й минуте после подачи Лю Чжунчана на Май Чао великий Дасаев совершил космический «сэйв», пусть даже настырный Май и добьётся своего 15 минут спустя.
ПОЛОЖЕНИЕ ИЗМЕНИЛОСЬ
Взяв мяч под контроль и проявляя смекалку в нападении, китайцы стали чаще прорывать знаменитую русскую защиту, и впервые в игре Балтача и К° в русском арьергарде почувствовали себя не в своей тарелке.
Генералами китайской полузащиты были Ван Дуннин и Чэнь Дун, а Ма Линь и Лю Чжунчан стали неутомимыми бойцами в атаке. Таким образом ещё до перерыва и была вымощена дорожка к выздоровлению китайской команды.
Но во втором тайме большую роль в возрождении китайцев сыграл левый защитник Май Чао. И было справедливо, что именно Май забил первый мяч, когда слева, продрав себе дорогу сквозь русскую оборону, он стелющимся ударом поразил дальний угол ворот Дасаева.
Это по-настоящему выбило из льва всё его самодольство. Да, выбило, но лев всё ещё не до конца представлял себе силу мухи. Через семь минут после истечения часа игры от львиной добычи не осталось ничего. Маленькая муха её просто съела. И она это заслужила — хотя бы только своим куражом.
Ма Линь был достоин гола уже тем, как он бесстрастно оттеснил огромного Балтачу. Но он сделал больше. Он удержал свою позицию после первой локальной победы, взял паузу, чтобы прицелиться, а затем отправил лучшего в мире вратаря в пустой угол и закатил мяч в ворота.
Трибуны вскочили на ноги, когда первоначальный грозный рык льва превратился в слабое и жалобное ворчание. Но всё-таки лев есть лев — он остаётся величественным, даже если хромает, даже если он на последнем издыхании. В трудные времена эта существенная особенность полностью проявилась, уже через минуту после того, как китайцы сравняли счёт. В стремительной контратаке через центр мяч достался Стукашову, и этот лысеющий жилистый игрок роскошным ударом отправил мяч под перекладину.
ВСЕ ДОРОГИ ВЕДУТ НА СТАДИОН
Поезда, автобусы и даже грузовики без перерыва выгружали свою ношу — десятки сотен футбольных болельщиков — в окрестностях стадиона «Колледж Махараджи». Более умные приехали пораньше, чуть ли не за пять часов до начала игры.
В три часа дня, когда до стартового свистка оставалось ещё три часа, все переулки и одна-две главных улицы, ведущие к стадиону, были забиты припаркованными автомобилями и толпящимися болельщиками, и только незадолго до начального удара, когда наконец распахнули ворота арены, близлежащие дороги стали более-менее доступны.
Советский Союз: Ринат Дасаев, Тенгиз Сулаквелидзе, Сергей Боровский, Анатолий Демьяненко, Сергей Балтача, Сергей Алейников, Сергей Гоцманов, Геннадий Литовченко (Сергей Шавло), Юрий Гаврилов (Андрей Зыгмантович), Олег Протасов, Сергей Стукашов.
Китай: Ван Цзефу, Май Чао, Инь И (Цзяо Чуньбэнь), Гао Шэн, Ван Дуннин, Чэнь Дун, Го Ицзюнь, Вэй Кэсин, У Цюньли, Ма Линь, Лю Чжунчан (Чжу Хайбо).
Главный судья: С. Ш. Хаким (ФИФА).
Боковые судьи: Г. Натараджан (ФИФА), Пак Хи Ча Ран (ФИФА).
Завтра Марокко – Алжир (группа A), начало в 18:20.
«Хинду» (Мадрас, Индия). 22.01.1985.
Прислал Нил МОРРИСОН (Великобритания). Перевод с английского — Александр ШТЕФА (г. Батайск, Ростовская обл.).