ПОДВЕДЕНИЕ ЧЕРТЫ
Программка матча |
Год назад этот ноябрьский матч в Братиславе с полным основанием рассматривался как едва ли не решающий. Однако сборная СССР своей мощной игрой решила задачу досрочно. На ее судьбу заключительная встреча повлиять уже не могла.
Различие исходных позиций перед матчем в Братиславе продиктовало как сюжет, так и тактическое содержание встречи. Тренер сборной Чехословакии И.Венглош в канун матча говорил о том, что его игроки помнят о характере предыдущей встречи и о том, что в этом году в отборочных матчах советская команда не одного мяча не пропустила, а только забивала. Турнирное положение хозяев поля даже не столько предопределяло, сколько настойчиво диктовало осмотрительную осторожность в действиях со сборной СССР.
Принято говорить, что ничья у команды уже есть еще в раздевалке, до выхода на поле. Дело остается за тем, как ее сохранить. Традиционная стартовая массированная атака могла вполне реально обернуться неприятностями для хозяев поля. Учитывая все эти обстоятельства, футболисты сборной Чехословакии не стремились форсировать события и едва ли не каждый свой шаг в стартовые минуты осуществляли осторожно, не забывая о страховке.
Следует отметить, что по сравнению с первой встречей тех же команд в Тбилиси составы сборных в Братиславе выглядели иначе. Если в нашей команде перемены были продиктованы болезнью и травмами Чивадзе, Бессонова, Балтачи, то у хозяев поля перестановки носили почти целиком тактический характер. Лишь Бергер не смог выйти на поле из-за болезни.
В решающем матче тренер чехословацкой сборной И.Венглош доверил защиту ворот Хрушке, который сменил Семана, пропустившего в Тбилиси два гола. Перестановки коснулись и линии обороны. Вместо Юркемика и Радимеца в линии защиты позиции заняли Якубец и Фиала. В группе атаки появились Паненка и Масны. Первый славится организаторскими способностями, а Масны всегда остро выступает в домашних играх чехословацкой сборной.
Наша сборная, кроме задачи успешно провести заключительный матч, решала в иные, как отметил К.Бесков, связанные уже с подготовкой к чемпионату мира. Можно вспомнить, что если в Тбилиси в последней игре с валлийцами Сулаквелидзе действовал в атакующей группе, то в Братиславе ему было поручено место центрального защитника. Сулаквелидзе не раз уверенно разряжал острые ситуации у наших ворот и, что особенно приятно, умело и надежно проявил себя в борьбе за верховые мячи. В том же предыдущем матче с Уэльсом Суслопаров впервые дебютировал в позиции свободного защитника. Отметим, однако, что этот дебют был подготовлен ранее еще в товарищеской игре с западногерманским клубом «Гамбург». Тогда в Гамбурге Суслопаров уже пробовался на этой позиции и неплохо проявил себя при нейтрализации центрфорварда сборной ФРГ Хрубеша, выступающего за местный клуб.
В Братиславе проверка одного из вариантов построения линии обороны была продолжена. Упреков линия защиты не заслужила, причем активно поддерживали атаку и участвовали в ней Демьяненко и Боровский. Когда-то отсутствие одного-двух игроков основного состава вызывало в сборной чуть ли не панику. Ныне иное положение. Фактически без четырех сильнейших игроков команда не выглядела ослабленной, а главное - действовала в становящемся ныне для нее привычным активном наступательном ключе.
Конечно, у хозяев поля нервозность не способствовала слаженности действий. Инициативой овладела сборная СССР. Казалось, тяжелые условия (дождь, раскисшее поле) проявляются лишь для одной стороны, но постепенно и игроки чехословацкой сборной стали налаживать коллективные действия.
Владея инициативой, сборная СССР, несмотря на плотный присмотр, играла комбинационно, причем, как правило, использовались низовые передачи, а к длинным верховым пасам игроки прибегали для смены направлений атаки либо при быстром переходе от обороны к наступлению.
Хозяева поля предпочитали вести оборону крупными силами, опасаясь , допустить просчет на подступах и в районе своей штрафной площади. Серия разнообразных атакующих маневров с участием Дараселия, Гаврилова и Буряка при острых поисках голевых позиций Блохина и Шенгелии в конце концов и привели к голу. Этому голу предшествовали три острые голевые ситуации на ближних подступах у ворот Хрушки, а мяч оказался в сетке при иных обстоятельствах.
Быстрая атака нашей сборной крупными силами растянула оборону хозяев поля. Блохин провел свой слалом на скользком поле без помарок. Он ушел от Кржыша, обманул Фиалу и, не доходя до линии штрафной, хлестко пробил. Мяч угодил под перекладину рядом со штангой и отразился в сетку. Шла 14-я минута.
Гол, как иногда случается в подобных ситуациях, успокоил неудачников. Чехословацкие игроки избавились от нервозности. Теперь надо было уже не сохранять результат, а, как минимум, уравнять счет. В эти минуты Паненка умело конструировал атаки. Правда, острых окончаний они не получали. Умелый групповой отбор мяча, да в индивидуальные единоборства наших защитников помешали Масны, Неходе, Козаку пробиться на ударные позиции.
Сравнять счет сборной Чехословакии удалось при розыгрыше стандартного положения. Паненка умело подал угловой, Козак отвлек внимание Дасаева, помешав нашему вратарю прервать верховую передачу. На пас Паненки из глубины успел к мячу защитник Воячек. Удар он нанес уже за спиной Дасаева в незащищенную часть ворот. Шла 35-я минута.
Успех (а ведь задачу хозяев поля решала и ничья) вновь изменил акценты в поединке. Теперь чаще обостряли положение у ворот соперника игроки сборной СССР Отметим умелые действия в атаке Демьяненко и Боровского.
Во втором тайме из всех альтернатив хозяева за ориентир взяли одну - удержание достигнутого. При угрозах в оборону стягивались практически все игроки, причем позиционно располагались так, чтобы максимально сузить свободное пространство для атакующих маневров сборной СССР. Отсюда обилие передач, чаще поперечных, переводы мяча с фланга на фланг. Двойная и даже тройная страховка и определила концовку этой встречи.
Обозреватели подчеркивают, что в аналогичном ключе проведены ныне ряд отборочных встреч, например, матчи Югославия - Италия, Италия - Греция и другие, те, в которых все определял результат.
Ничья в Братиславе определила второго финалиста от третьей группы - сборную Чехословакии. До начала турнира большинство обозревателей признавали фаворитами в нашей группе команды СССР в Чехословакии. Ход турнира выдвинул в ряды реальных претендентов и сборную Уэльса. Но итог оказался все же тем, каким он виделся большинству.
Геннадий РАДЧУК.
Еженедельник "Футбол-Хоккей" №49, 1981 г.
ОТВЕТ НА ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС
Что скрывать, все мы помним, с какой тревогой провожали команду на первый отборочный матч, с каким напряжением ждали пору решающих встреч. А теперь с удовлетворением констатируем - у нас есть команда, способная с достоинством вести игру, как на своем поле, так и на чужом, команда, которая не подстраивается под игру соперника, а навязывает ему свою.
Матч в Братиславе, последний матч турнира, сборная СССР вновь провела в ставшем привычным для нее энергичном стиле. Сборная ЧССР, конечно, хотела бы выиграть, но она одновременно и не скрывала, что опасается нашей команды. Что же касается сборной СССР, то она прекрасно проведя сезон, просто не желала уступать сопернику на его поле, пусть бы результат этот для нее ничего не значил. Из таких вот совсем неодинаковых устремлений сложилось в конечном итоге равновесие. Рефери из Англии и зафиксировал ничью, позволившую футболистам Чехословакии завоевать право на вторую разыгрывавшуюся в группе путевку в Испанию.
Для нас уверенная игра советской сборной должна быть я тем приятна, что в канун матча команда испытывала серьезные затруднения. По болезни отсутствовали Бессонов, Чивадзе, Балтача, обычно охраняющие самые важные, самые опасные перед воротами участки поля. В иное время это было бы расценено как нечто, близкое к катастрофе, а сейчас - ничего, перестроили тренеры практически всю линию обороны (значит, и резервы есть!), а футболисты, нисколько тем не обеспокоившись, повели игру быструю, активную, нацеленную на чужие ворота.
Первый тайм сборной СССР безусловно удался. В ударе был Блохин, которого не смущали ни скользкий тяжелый грунт, ни внимательная опека соперников. Легко и изящно меняли направления атак Гаврилов и Баль. Умело взаимодействовали в отдельных эпизодах Дараселия и Шенгелия.
Удавались, впрочем, игрокам сборной не только индивидуальные действия, удавалась им и командная игра. Не раз и не два массированная оборона хозяев преодолевалась с помощью ювелирно исполненных приемов игры в "стенку", а рейд в середине тайма Демьяненко и проведенный им в паре с Блохиным "сеанс телепатической связи" на какое-то время заставили стадион просто онеметь.
Сборная СССР лучше соперника пользовалась методом группового отбора, значительно быстрее преодолевала середину поля, так что же удивительного в том, что инициативу она практически не упускала и угрозы соперника парировала довольно уверенно?
Лишь в середине тайма стало ясно, что опасность воротам Дасаева несут угловые удары, неплохим исполнителем которых зарекомендовал себя Паненка. На скользком грунте худощавый Дасаев чувствовал себя не совсем уверенно: так или иначе, но на выходах он частенько врезался в игроков, после чего первым оказывался на газоне.
Угловой и принес успех хозяевам. Но прежде гол забила сборная СССР. Уже на 14-й минуте (быстрый гол тоже становится традицией нашей команды) Блохин метров с 25 нанес сильнейший удар в "девятку".
Сборная СССР была близка к тому, чтобы забить и второй гол. Преимущество ее не вызывало сомнений: вслед за Демьяненко удачный набег к штрафной площади соперника совершил Боровский, удалась острая передача Дараселия, головой бил по воротам Буряк. Но тут-то успеха добились настойчивые хозяева. Паненка слева подал мяч с угловой отметки, Дасаев, выйдя, в очередной раз столкнулся с соперником, а подоспевший Воячек головой без противодействия направил мяч в ворота.
Новое обострение игры последовало лишь в начале второго тайма, когда хозяева, пытаясь развить успех, большими силами устремились в атаку. Действовала наша оборона в этот промежуток времени довольно согласованно, но в одном случае вновь проиграла спор в воздухе. Угловой, как всегда мастерски, исполнил Паненка, а Нехода в высоком прыжке головой послал мяч в перекладину.
Запахло грозой, но ситуация разрядилась на удивление быстро. Демьяненко с помощью Блохина вновь прорвал оборону чехословацкой команды и вынудил Хрушку вступить в игру. А когда несколько позже Баль вновь заставил вратаря сборной ЧССР метнуться за мячом в верхний угол ворот, хозяева снизили активность.
Позже Й. Венглош, старший тренер сборной Чехословакии, на пресс-конференции сказал так:
- Сегодня мы играли против одной из сильнейших команд Европы. С нашей стороны было бы неразумно делать ставку на атаку большими силами. Нам нужна была ничья, а пытаясь добиться большего, мы могли потерять все.
К. Бесков был немногословен. Он поздравил своего коллегу с выходом в финал и объяснил многочисленным журналистам, что сборная СССР в этом матче решала многие проблемы, которые ставит перед ней сезон чемпионата мира.
На этом турнир в третьей европейской группе исчерпал, как говорится, свою повестку. Сборная СССР по всем статьям оказалась сильнейшей. Прекрасны результаты, показанные в турнире нашей командой. Но еще приятнее постижение сборной игры, находящей отклик у миллионов любителей футбола.
Юлий СЕГЕНЕВИЧ, Братислава
Газета "Советский спорт", 01.12.1981 г.
ПОСЛЕДНИЙ МАТЧ СБОРНОЙ
29 ноября в Братиславе состоялся последний отборочный матч чемпионата мира по футболу в третьей европейской группе. Команда Чехословакии принимала сборную СССР. Для наших мастеров эта игра не имела турнирного значения, а вот хозяевам поля необходимо было хотя бы очко.
Встреча прошла в равной борьбе и закончилась вничью — 1:1 (в сборной СССР отличный мяч забил О. Блохин). Команда Чехословакии также вышла в финал.
Газета "Известия", 30.11.1981 г.
Сборная СССР перед матчем. Стоят (слева направо): Блохин Олег, Буряк Леонид, Суслопаров Юрий, Дасаев Ренат, Демьяненко Анатолий, Баль Андрей. Нижний ряд (слева направо): Сулаквелидзе Тенгиз, Боровский Сергей, Шенгелия Рамаз, Дараселия Виталий и Гаврилов Юрий. |