«КОГДА ЖЕ БУДЕТ 3 : 0 В НАШУ ПОЛЬЗУ?»
Поражение наших футболистов в первом же отборочном матче чемпионата Европы от сборной Ирландии с крупным счетом 0:3 заставило взяться за перо сотни читателей «Советского спорта». О содержании этих писем догадаться нетрудно. Все они полны разочарования горечи и обиды на игроков… «То, что проиграли, — не беда, но вот то, что проиграли без сопротивления, — необъяснимо...» (В. Наумов, Сумская обл.). «Полная беспомощность, безволие... Как могли выставить такую команду?» (П. Рябов, Ужгород). «Дело, думаю, в безразличии некоторых футболистов...» (А. Игнатьев, Москва). И, наконец, такое: «Мы очень любим футбол, но не в исполнении нынешней нашей сборной» (Е. Васильев, Тбилиси).
«Надел майку сборной — отдай всё, ты должен сыграть не просто хорошо, а отлично» (В. Волынкин, Куйбышев). «Как хочется видеть в исполнении нашей сборной футбол высшего класса и футболистов, сражающихся до последней минуты» (М. Рожков, Сочи).
Следующие вопросы и советы адресуются руководству сборной. «На каждый матч выставляется разный состав. Почему?» (В. Суслов, Молдавская ССР, А. Матвеев, Ульяновская область, В. Мазанов, Иваново и многие другие).
«Неужели нельзя было подобрать лучший состав?..» (В. Леонов, Харьков). «Бессистемная, безграмотная игра. Только ли футболисты в этом виноваты?» В. Рыбаков, Выборг). «Если бы выставить киевское «Динамо» в полном составе, то оно сыграло бы лучше» (А. Сухотский, Нижний Тагил), «Пока в сборную будут включаться по шесть игроков из команды лидера, в данном случае киевского «Динамо», выигрывать она не будет. У лидеров свои заботы…» (Ф. Жампиханов, Павлодар).
«В нашей команде играли лучшие игроки страны, следовательно, уровень их подготовки, к сожалению, не отвечает мировым стандартам, или, попросту говоря, низок» (Н. Серёгин, Москва). «Результат матча не случаен... У нас команды за сезон забивают 40—20 голов, в то время как лучший бомбардир Европы один записывает на свой счет столько мячей...» (А. Добровольский, Бердянск).
И в конце концов вопрос вопросов: «Когда же будет 3:0 в нашу пользу?..» (И. Сидлецкий, Тернополь).
Мы внимательно ознакомились со всеми письмами, поступившими в редакцию, выбрали наиболее характерные вопросы читателей, касающиеся подготовки и выступлений сборной СССР, и предложили ответить на них старшему тренеру нашей национальной команды Константину БЕСКОВУ.
Однако, прежде чем приступить к изложению беседы, следует, видимо, напомнить, что в прошедшем сезоне сборная СССР провела три матча на высшем уровне: со сборной Югославии — 1:0 (апрель), со сборной Чехословакии — 0:1 (май) и со сборной Ирландии — 0:3 (октябрь). Помимо этого, наша команда под флагом сборной клубов сыграла еще ряд международных встреч: со сборной Софии — 5:1, со сборной Варшавы — 3:0, «Спартой» (Роттердам) — 2:2, «Ромой» —1:1, второй сборной Болгарии — 1:1.
На вопросы читателей «Советского спорта» отвечает старший тренер сборной СССР по футболу Константин БЕСКОВ.
— Думаю, начнем прямо с состава. А если конкретно, то с претензий по поводу его частого изменения:
— Если вопрос ставится так, то, видимо, надо подробно остановиться на работе сборной в этом сезоне. На первый свой сбор (он проходил в марте в течение10 дней) мы пригласили в основном тех игроков, которые выступали в сборной в последние два-три года. Нам надо было изучать как положительные, так и отрицательные стороны игры команды, лучше познакомиться с футболистами. Общая же задача на год ставилась такая: определить основной состав, найти свой собственный стиль, сбалансировать игру в обороне и в атаке, уделив особое внимание активным действиям. Уже тогда стало ясным, что одним игрокам не хватает мастерства, а другие не желают перестраиваться, не проявляют высокого чувства ответственности за честь советского футбола, за честь, флага. Разумеется, за столь короткий срок изжить все недостатки было просто невозможно. В тот период нами и был определен основной состав команды. В него вошли; вратари — Рудаков и Пильгуй, защитники — Дзодзуашвили, Хурцилава, Капличный, Ольшанский, Ловчев, полузащитники — Мунтян, Колотов, Коньков, Веремеев, нападающие — Блохин, Онищенко, Шепель, Федотов, Кипиани.
— Из этих игроков я была сформирована команда на матч с югославами?
— Да. Правда, с небольшими изменениями. Одно из них для нас было особенно серьёзным: получил травму и выбыл практически на весь сезон Хурцилава. Впоследствии такая же участь постигла и Кипиани, удачно начавшего сезон. И хотя мы в том матче победили, было ясно, что наши футболисты уступают соперникам в технике паса, взаимопонимании, в строгом соблюдении игровой дисциплины. В обороне команда действовала отбойно, в атаке — неорганизованно. В общем, сборной были присущи все те недостатки, которые наблюдались у нее в 1972 — 1973 годах. По весне мы пытались кое-что поправить, но, как я уже говорил, ввиду кратковременности сборов добиться улучшения было практически невозможно. Оставалось надеяться, что футболисты будут работать над повышением мастерства в своих клубах (им указывалось на это). Кое-кого надо было менять.
— И пришёл черед играть со сборной Чехословакии?
— Вновь у нас оказался короткий срок для подготовки. Поймите правильно, если бы у нас дела обстояли благополучно, то и этого срока хватило бы, но надо было для улучшения игры проводить серьезную работу, а мы практически могли, лишь провести несколько занятий на макете и довольствоваться беседами с игроками. Матч с Чехословакией вновь подтвердил, что некоторым нашим футболистам не хватает мастерства и сознания той высокой ответственности, которая налагается на них выступлением в национальной команде, а главное — сборная не представляет собой единый коллектив, нацеленный на исправление недостатков, стремящийся играть на высшем уровне. Мы, например, очень рассчитывали на Рудакова, на его опыт и знания, на то, что он как старожил сборной будет личным своим примером воспитывать молодых игроков в духе ответственности, гордости за сборную. Однако он своим недисциплинированным поведением только расхолаживал других. И мы вынуждены были не привлекать его больше в сборную.
— Затем последовали и другие перемены?
— Да. Мы обратили внимание, что утратил скоростные качества Капличный. Сложный вопрос был с Ловчевым. В обороне он все чаще стал допускать ошибки, которые позволяли противнику создавать опасные моменты у наших ворот, нередко проигрывал единоборство с соперником, неохотно возвращался из атаки в оборону. Да, Ловчев довольно удачно действовал в атаке и этим вроде бы искупал свою вину за промахи в обороне, но так играть сейчас нельзя. Я думал, что, может быть, ошибаюсь. Побеседовал с Женей, он воспринял мои замечания с обидой. Зато меня поддержало руководство «Спартака». Мы на время вывели Ловчева из сборной, с тем, чтобы он критически посмотрел на себя со стороны. Надо сказать, что Женя понял все правильно, о то же руководство «Спартака» само ходатайствовало о включении его в сборную.
Особую ставку мы делали на Мунтяна. Этот техничный, тактически грамотный игрок много лет играет в сборной и еще не сказал своего последнего слова. Ему было оказано особое доверие: он был избран капитаном сборной. Однако Мунтян грубо нарушил режим на глазах у всей команды. Как можно было пройти мимо такого факта? Закон тут один — отчисление. Все, я думаю, хорошо знают и историю Конькова, который был дисквалифицирован за недисциплинированное поведение в играх чемпионата страны.
— Но и это еще не все?
— Далеко се все. Вот случай с Шепелем. Он перешел в киевское «Динамо» уже кандидатом в сборную, мы также на него серьезно рассчитывали, прежде всего на умение Шепеля забивать голы. Однако тренеры киевлян в интересах своей команды не находили возможным предоставить ему место в основном составе, хотя в беседах не раз обещали это сделать, в частности во втором круге. У тройки нападающих Блохин — Онищенко — Шепель игра и в самом деле не клеилась. Кто-то из них должен был отходить в среднюю линию. Такой эксперимент в сборной провести не представлялось возможным. Поэтому мы какое-то время и не привлекали Онищенко, считая, что если его приглашать, то только в основной состав. Когда же Шепель, оставаясь без игровой практики, растерял свои лучшие качества, мы и вернулись к Онищенко. Тут еще надо заметить, что киевляне, опять-таки в интересах своего клуба, сменили амплуа Колотова, сделав его опорным полузащитником. Веремеев же, который регулярно в начале сезона привлекался к играм сборной, не показывал в ней своих лучших качеств.
— Кто-то должен был сменять игроков, о которых вы говорили?
— Разумеется. Поэтому на игры в сборную привлекались молодые футболисты — Федоров, Хадзипанагис, Ан, Лещук, Лосев, Никулин... Конечно, никто им не гарантировал постоянного места в основном составе. Но мы обязаны были привлекать в сборную молодые силы, ближе знакомиться с игроками, хорошо проявившими себя в чемпионате, давать им возможность обстреляться в играх сборной. Думаю, что этот процесс, тоже характерен для любой команды. Подводя же итог, могу сказать, что, на мой взгляд, никаких шараханий с составом в сборной не было в все изменения проходили только в силу уважительных причин. Это не только мое мнение, это мнение моих помощников, ведущих игроков, наших ведущих тренеров...
— Как же был сформирован состав на матч с Ирландией? Ведь он значительно отличался от того, каким команда выступала в турне по Голландии и Италии?
— Костяк команды на матч с ирландцами составляли киевляне. Эти игроки хорошо сыграны друг с другом. Учитывая удачные выступления их команды в европейском турнире в матчах на чужом поле, мы надеялись на то, что они вполне могут решить вопрос атаки. Что же касается того, почему их не было в составе во время турне по Голландии и Италии, то тут произошло чисто джентльменское соглашение между руководством сборной и киевского «Динамо». Киевлянам предстояла ответная встреча в Болгарии, решался вопрос — продолжать им борьбу или нет, и мы пошли навстречу команде, взяв с собой лишь Блохина.
— Многих интересует такой вопрос: почему в основной состав были включены Капличный и Федотов — ведь они, как утверждают некоторые читатели, слабо играют за свой клуб?
— После того как мы перестали приглашать Капличного в сборную, он пересмотрел свое отношение к делу и несколько улучшил игру. Учитывая то, что Капличный был лучшим среди защитников в прошлых матчах против ирландцев и пока остается единственным, кто может соперничать с ними в воздушных дуэлях, мы сочли целесообразным вновь призвать его в сборную. За это высказались и все ведущие игроки команды. Федотов практически был взят на место Мунтяна. Нам нужен был игрок такого типа, владеющий расчетливым пасом, умеющий связать оборону с нападением правый фланг атаки с левым. На это место претендовали также Андриасян и молодой Ан, но мы отдали предпочтение Федотову, учтя его опыт и то, что два года назад в Ирландии он сыграл удачно и ему удалось забить гол. И еще. Мы перед этим матчем провели своего рода совет с игроками, предложив им каждому написать свой состав. В этом голосовании (оно было тайным) большинство голосов получил тот состав, который определили и мы.
— Принимал ли кто еще участие в консультации по определению состава?
— Да, после матча с болгарами в Москве мы обменялись мнениями со специалистами. Высказались Базилевич, Якушин, Маслов, Симонян, Ал. Старостин... Приняли участие в обсуждении и представители Федерации футбола СССР, работники Управления футбола. Все сошлись в одном: состав должен быть такой, какой был на игру с болгарами, плюс Веремеев. К сожалению, в том матче был травмирован Трошкин. Незадолго до этого получил повреждение Дзодзуашвили. Так, место правого защитника занял Никулин, который до этого хорошо проявил себя в турне по Голландии и Италии и выделялся в матчах московского «Динамо».
— Тогда сразу покончим еще с одним делом. Часть читателей удивляется: как это так — Никулин был отрекомендован как мастер персональной опеки, а Гивенс — его подопечный — забил три гола?
— У Гивенса на спине был № 11, но он играл не левого края, а второго центрального нападающего, а Никулин не имел персонального задания опекать его. За Гивенсом не уследили другие игроки.
— Что же послужило причиной столь крупного поражения?
— Я уже говорил, что костяк команды составная киевляне. Наша надежда на то, что сыгранная их пятерка скажет решающее слово в атаке (Блохин и Онищенко впереди, Колотов и Веремеев чуть сзади плюс подключения Матвиенко), не оправдалась. Перед этим за 21 день киевское «Динамо» сыграло 6 матчей. Особенно много физических и психических сил игроки отдали 23 октября в матче с «Эйнтрахтом». Если бы это произошло в начале или в середине сезона, то футболистам, вероятно, удалось бы восстановить свои кондиции полностью. И все же не это главное...
— Что же?
— Главное то, что одна команда вышла атаковать и бороться за победу, а другая — с мыслью отсидеться в обороне и добыть ничью. К сожалению, этой другой была наша сборная.
— Как же так?
— Не побоюсь сказать, что мы проделали перед матчем огромную работу с тем, чтобы настроить футболистов на активную игру, привели немало примеров, когда даже известные команды, делая ставку на ничью, в конце концов, проигрывали, попросили выступить игроков киевского «Динамо» и рассказать о том, как и почему им удалось добиться победы во Франкфурте-на-Майне, предложили Ольшанскому и Ловчеву поделиться печальным опытом выступлений московского «Спартака» в Мостаре с «Вележом», а еще ранее в ФРГ с «Гамбургом». Я рассказал команде о том, что московское «Динамо» обязано своему успеху в Кубке кубков в первую очередь благодаря нацеленности на победу в матчах на чужих полях. Словом, делалось все, чтобы настроить команду на атаку, и все-таки до конца нам, видимо, это не удалось сделать. Футболисты вышли на поле и стали играть совсем не в том плане, в каком помечалось.
— Почему же?
— Я долго думал над этим, беседовал с футболистами, и картина в какой-то степени стала ясной. Первое: даже некоторые ведущие игроки не приучены выполнять тренерскую установку. Видимо, в клубах им позволяется делать на поле все, что заблагорассудится. Во-вторых, наши футболисты попросту не ожидали, что ирландцы смогут сыграть в мощный, атакующий футбол. Многие из них хорошо знали прежнюю ирландскую сборную и не представляли, что за это время команда настолько может повысить качество своей игры. Наши же слова о том, что сейчас в футбол умеют играть по-настоящему все, а игроки, выступающие в высшей профессиональной лиге Англии, из которых была составлена команда Ирландии, — тем более, прошли мимо сознания футболистов, ведь у них перед глазами была прежняя ирландская сборная, которую они победили дважды. Не помогло и энергичное вмешательство в перерыве. Футболисты, может быть, и хотели перестроиться, но это было уже выше их физических и психических сил. Думаю, что дай им сыграть на следующий день с этой же командой, они действовали бы совсем по-иному.
— Следовательно, вы видите причину поражения главным образов в плохой психологической настроенности футболистов?
— Да. И тут я согласен с высказыванием читателя В. Волынкина: «Надел майку сборной — отдай все, ты должен сыграть не просто хорошо, а отлично…». Это высокие чувство ответственности должны прививать футболисту тренеры клубных команд. Но прежде всего об этом обязаны думать сами игроки, заранее готовя себя к играм в сборной. Мы не требуем от них ничего сверхъестественного — только примерного выполнения того, что они умеют. Вот, к примеру, наш лучший бомбардир последних трех лет Блохин. Ведь за два года в матчах на уровне сборной он забил всего один гол...
— Не блеснула наша сборная и чисто футбольными качествами…
— Согласен. Футболисты плохо взаимодействовали друг с другом, защита играла отбойно, в передачах было много брака... Все эти недостатки присущи сборной не один год, и исправить их не так просто. Когда я в марте принял сборную, то с удивлением узнал, что в году для учебно-тренировочной работы ей выделено всего 24 дня, в то время как в трех прошлых сезонах этот срок составлял в среднем по 120 дней. Планировалось и мизерное количество международных товарищеских встреч. Можно ли было в таких условиях думать об устранении серьезных недостатков в игре сборной? Мне кажется, нет...
— Некоторые читатели обращают внимание на то, что сборная Ирландии собралась вместе всего за два-три дня до матча и тем не менее сумела показать настоящую игру...
— Это бывает как исключение. Наша система подготовки апробирована годами. Мы побеждали в олимпийском турнире, в Кубке Европы, дважды завоевывала серебряные медали в первенстве континента. Четырежды участвовали в финальных турнирах чемпионата мира... Ирландцы же не могут этим похвастаться.
— Что дальше? Когда же будет 3:0 в нашу пользу?
— Когда будет создана команда, отвечающая требованиям современного футбола, лучшими представителями которого являются сборные ФРГ и Голландии. Это работа общая — и игроков, и тренеров клубов, и тренеров сборной.
— Сохраняется ли нынешний состав на будущий год?
— В целом да. Мы будем делать ставку на тех игроков, которым дорога честь сборной, честь советского футбола и которые, естественно, обладают высоким мастерством. Наша главная задача — возродить былой характер сборной, о котором так много и тепло говорилось в дни ее пятидесятилетия, и вернуть собственный активный стиль игры команды. Я считаю, что подходящие для этого футболисты у нас найдутся, мы еще раз проверим их всех в смысле тех требований, которые предъявляют к ним и любители футбола, и мы, тренеры.
— Когда будет проделываться вся эта работа? Ведь следующий отборочный матч с Турцией уже 2 апреля.
— В январе сборная проведёт 3—4 контрольных матча, в феврале и марте игроки будут заниматься в своих клубах, а с 22 марта мы вновь соберемся вместе, проведем последнюю тренировочную встречу с зарубежным соперником и матч с Турцией…
Беседу вел О. КУЧЕРЕНКО
«Советский спорт», 29.11.1974 г.
Материал предоставил Владимир ШАРЕНКОВ (г. Фряново, Московская область)