РОТТЕРДАМСКАЯ ОСТАНОВКА
И вот наша сборная команда отправилась за рубеж. Турне предстоит длительное. Закончится оно лишь под Новый год на стадионах Южной Америки. Первая остановка была в Роттердаме. Первый матч послесезонного зарубежного турне сборная СССР проводила в необычном составе. Игроки московского «Торпедо» и киевского «Динамо» приехать в Роттердам не смогли, так как выступали в европейских турнирах. А потому выбор игроков у тренера М. Якушина был довольно скуден.
Голландцы отнеслись к матчу со всей серьезностью. Вроде бы у хозяев поля особых задач теперь и нет. Сборная Голландии выбыла из чемпионата Европы, в нынешнем сезоне выступает неудачно. Команду все время терзают внутренние противоречия, ее тренеру Кесслеру редко удается собрать сильнейших игроков вместе. Даже перед матчем со сборной СССР тренер попал в трудное положение.
Дело в том, что за некорректное поведение в игре против сборной Югославии левый край голландской команды Кейзер был дисквалифицирован своей ассоциацией. Его товарищи по сборной и по клубу «Аякс» Круифф, Шварт, Нунинга, Грот, Мюллер считали наказание, вынесенное Кейзеру, несправедливым. Незадолго до матча в Роттердаме они предъявили ультиматум своей федерации: или будет играть Кейзер, или никто из игроков «Аякса» не выйдет на поле.
Федерация, естественно, отклонила подобный ультиматум, и пять игроков из «Аякса», постоянных участников, сборной, не вышли на поле. Все это говорится к тому, чтобы подчеркнуть, что и у наших соперников в Роттердаме был далеко не сильнейший состав. Выбывших игроков из «Аякса» заменили футболисты «Фейеноорда». И если в нашей сборной двое (Истомин и Нодия) дебютировали, то дебютантов в голландской команде было пятеро. Тренер голландцев Кесслер тревожился за исход матча, и заранее соглашался на ничью.
Голландцы победили. У нашей команды игра не клеилась. Формально в атаке у сборной СССР были три форварда. При таком построении атакующей линии большое значение имеет поддержка полузащитников. Как правило, их не меньше трех. В Роттердаме лишь один московский динамовец Маслов был настоящим полузащитником. Остальные по существу впервые заняли позиции, в середине поля. Полузащита сборной СССР не смогла завладеть центром поля и оказать должной поддержки нападающим.
В первом тайме голландцы, вопреки опасениям их тренера Кесслера, действовали весьма энергично и остро. У хозяев поля вперед на линию атаки были выдвинуты тоже три форварда. Но их неизменно поддерживали не только полузащитника, но и защитники. За Численко и Нодия голландцы присматривали персонально. Банишевского блокировали вдвоем, и прорвать такой заслон он сумел лишь считанное число раз.
Не клеилась игра и у наших защитников. Цховребов и Шестернев в ряде эпизодов не успевали контролировать перемещения быстрых голландцев. Именно на 23-й минуте, упустив соперника, наши защитники нарушили правила и правый край голландцев Вери с 11-метрового удара открыл счет.
Вскоре без помех хозяева поля разыграли эффектную трехходовую комбинацию. Мулейн пробросил мяч своему партнеру Ван Дер Кайлену с фланга. Тот без задержки переправил мяч дальше головой открывшемуся Вери. Правый крайний без обработки красиво пробил по цели.
Поведя 2:0, хозяева поля несколько успокоились. Наша команда, наоборот, активизировалась. После того как Численко хорошо навесил мяч в штрафную площадь, а вратарь голландцев Ван Беверен, выбросившись, вперед, смог лишь отбить мяч, последовал повторный удар Маслова, и счет стал 2:1.
Голландцы до перерыва и в начальные минуты второго тайма стали осмотрительнее и не рвались уже вперед с прежним энтузиазмом. Казалось, что сборной СССР удастся все же наладить атаки. В нескольких эпизодах активно сыграли Банишевский и Численко, опасно выходил к воротам и Нодия.
Но в середине тайма исход матча был решен окончательно. Правый защитник голландцев вновь подключился в атаку. Нодия ему не помешал. Ромэн получил мяч и издалека сильно послал его в «девятку». Итак, матч в Роттердаме наша сборная проиграла. Следующая остановка в Лондоне, где 6 декабря на стадионе «Уэмбли» сборная СССР встречается с чемпионами мира. Будем надеяться, что в этом поединке наша команда будет выглядеть по-иному.
«Футбол». № 49, 1967 г.
Отчет предоставил Андрей АНДРЕЙКО (г. Полтава)
МАТЧ В РОТТЕРДАМЕ
Стадион в Роттердаме был переполнен: вместо положенных 60 000 вместил на три тысячи зрителей больше. Шотландский судья Дэвидссон вывел на поле для товарищеского матча такие составы:
СССР — Пшеничников, Афонин, Шестернев, Хурцилава, Цховребов, Маслов, Численко, Аничкин, Банишевский, Истомин, Нодия;
Голландия — Ван Беверен, Ромен, Исраэл, Экенбрук, Варнас, Энсен, Дежюте, Вери, Палплац, Ван дер Кайлен, Мулейн.
Обе команды в необычных составах. У голландцев отсутствуют игроки «Аякса», чемпиона страны, и пять футболистов дебютируют в сборной. В нашей команде нет игроков киевского «Динамо» и московского «Торпедо», нет заболевшего Малофеева. И в запасе нет никого, кроме вратаря Котрикадзе. Забежим вперед: отсутствие запасных сказалось очень скоро. Хурцилава неудачно приземлился на больную ногу и хромал до конца игры.
О тактическом варианте нашей команды трудно сказать что-либо определенное: в середине поля — только Маслов из игроков этого амплуа: задачу Истомина «сформулировал» Мулейн, с которым не справлялся Афонин. Аничкин вынужден был поменяться местами с Хурцилавой, и, кстати, выход Хурцилавы вперед, хоть и в незначительной степени, но помог и Маслову, и нашим нападающим.
Похвалы заслуживает Пшеничников. На его долю выпала большая нагрузка. Он отразил множество опасных ударов. Запомнилось, как он в великолепном броске поймал мяч после удара Вери головой с близкого расстояния, как парировал на угловой удары Ван дер Кайлена и Палплаца, которых то и дело выводил на ударные позиции Мулеин, этот крайний форвард старой формации, чем-то напоминающий Мэтьюза. Однажды Пшеничников отлично отбил мяч, сильно пробитый Ван дер Кайленом, который вышел один на один с нашим вратарем.
На 23-й минуте Хурцилава в штрафной площади сбил Мулейна, и Вери с пенальти открыл счет. А спустя четыре минуты Мулейн с левого края навесил в штрафную площадь, Палплац головой скинул мяч на ногу Вери, который с ходу пробил в верхний угол.
Наши форварды играют не остро, в разнобой. Собственно говоря, их трудно обвинять — они были оторваны от остальных игроков, почти никакой поддержки не получали и подолгу не имели мяча. Все же несколько раз они заставили 19-летнего вратаря Ван Беверена показать себя. Во втором тайме он уверенно парировал удар Истомина, поймал мяч, посланный Нодия, неплохо сыграл на выходах. На 35-й минуте Численно с правого фланга направил мяч в штрафную площадь. Ван Беверен в броске отбил, но прямо на Маслова — точный удар в нижний угол. 1:2. И тут же Ван Беверен перехватил опасный прострел Банишевского.
Второй тайм прошел с преимуществом голландцев. Пшеничников все время в игре. На 66-й минуте Вери пытался пройти по правому флангу, а затем неожиданно откинул мяч назад защитнику Ромену. Сильный удар пришелся в самую «девятку».
Счет 3:1 в пользу хозяев поля не изменился, хотя за три минуты до конца Численко вывел Нодия в штрафную площадь, но тот пробил выше ворот. А на последней минуте под удар Численко бросился защитник, и мяч ушел на угловой.
«Советский спорт». 1.12.1967.
ВЫШЛИ НА ИГРУ С ОДНИМ ЗАПАСНЫМ — ВРАТАРЁМ
Начали в Роттердаме. Голландский футбол, серенький, невзрачный, начал уже восхождение к вершине. Мировую, остановившись несколько раз в шаге, не покорит, европейскую осилит. Глубокой осенью 67-го, как казалось, серьезных проблем нашей команде голландцы создать не могли. Однако…
Прибыли в Роттердам не в сильнейшем составе, опять-таки из-за участия киевлян и торпедовцев в еврокубках. У соперника потерь больше. Некорректное поведение Кейзера в игре с югославами голландская футбольная ассоциация осудила строго — футболиста дисквалифицировала. Пять игроков, включая Кройфа, предъявили футбольным властям ультиматум: если не сыграет Кейзер, и мы на поле не выйдем. Нашла коса на камень — чиновники ультиматум отвергли, бунтовщики играть отказались.
У нас два дебютанта — защитник армейцев Юрий Истомин и нападающий тбилисцев Гиви Нодия, у хозяев — пять. Тренер оранжевых Кесслер тревожился за исход и заранее был согласен на ничью. Зря не согласились. Играли по какой-то мудреной системе: 1–6–1–3. Шесть защитников. Не перебор? Не в тренерских воззрениях дело (хотя Якушин чем дальше, тем больше был склонен играть от обороны), а в количестве прибывших в Голландию футболистов — всего 12, с одним запасным, тбилисским голкипером Серго Котрикадзе. Потому и вышли на поле с шестью номинальными защитниками. Почему не взяли больше? Вопрос не ко мне. Случай вопиющий, необъяснимый. Если учесть, что Хурцилава большую часть матча провел с травмой (заменить-то некем), станут понятны возникшие трудности и неожиданный результат — 1:3.
Полное господство хозяев. Советские защитники то и дело теряли шустрых форвардов, а сбившийся с ног Шестернев не успевал латать то тут, то там возникавшие бреши. И то, что в первом тайме пропустили всего два гола, а не, скажем, шесть, заслуга Юрия Пшеничникова. Он и после перерыва спасал, потому счет не возрос до крупного. Ни в одном из трех мячей вины его нет: пенальти и два выстрела в «девятку». Что и в каких выражениях писали о нашей сборной в стране и за ее рубежами, умолчу.
Летопись Акселя ВАРТАНЯНА.
«Спорт-Экспресс». 22.12.2014.