РУССКАЯ ЗАКУСЬ
Первый матч наших с испанцами должен был состояться в Москве 29 мая 1960 года. Приезд испанской делегации в составе 32 человек намечался на 26 мая, а сам Эррера примчался в Белокаменную 19-го. Для изучения условий быта и тренировок футболистов. Он тщательнейшим образом осмотрел номера гостиницы «Метрополь», где должна была расположиться команда, детально изучил меню, лично продегустировал многочисленные блюда, дал указания поварам и в заключение попросил официанта принести оливкового масла. После чего погрузил в тарелку указательный палец, долго его обсасывал и не скрывая удовлетворения, спешно покинул ресторан. Конечно же, главной целью визита тренера в Москву было знакомство с соперником: 19 мая советская команда проводила товарищеский матч со сборной Польши в «Лужниках». Именно туда и спешил сеньор Эррера.
Наши избрали поляков в качестве спарринг-партнера не с бухты-барахты. Соперник для нас не простой. Но не в этом суть. В предыдущем круге испанцы прошли сборную Польши, обыграв ее с общим счетом 7:2 (4:2 и 3:0). Так что поляки стали для нас неким тестом для хотя бы приблизительного сопоставления сил с испанской сборной.
Наши были в тот день в ударе, особенно форварды. А дебютант Виктор Понедельник хет-трик организовал. (В истории отечественного футбола три мяча в премьерном матче за сборную забил только Эдуард Стрельцов в 55-м).
Короче, разбили мы поляков в пух и прах, забив им столько, сколько испанцы в двух играх, а пропустили в два раза меньше -7:1. Никак тренер Гавриил Качалин просил ребят не столько публику позабавить, сколько гостя почетного ошарашить. Похоже, это удалось. По ходу игры от блаженно-умиротворенного выражения лица испанского тренера не остаюсь и следа. Но держался он после игры с достоинством. Объективно оценил действия обеих команд, дал сравнительную характеристику советских и испанских футболистов и дипломатично избежал прогноза на предстоящий матч, ограничившись парой избитых фраз.
...Обожаю футбол и не терплю политики. Был бы несказанно рад вовсе ее не касаться. Не вина, а беда наша в том. что политика ежесекундно напоминает о себе и, что еще хуже, вмешивается в нашу с вами жизнь. Вот и в данном случае политики вышли на первый план, затмили своей активностью футбольных звезд и определили исход поединка.
АВТОГОЛ ГЕНЕРАЛА ФРАНКО
Разгром, учиненный советской командой полякам, по всей вероятности, огорошил правителей Испании. Уже 20 мая, в день возвращения Эрреры в Мадрид, на специальном заседании испанского правительства рассматривался вопрос «О целесообразности проведения международных матчей советских и испанских футболистов и, в частности, о возможности посещения испанскими гражданами Москвы и советскими гражданами Мадрида». Слух о возможном срыве матча распространился со скоростью света. На запросы советской стороны в УЕФА неизменно следовал один и тот же ответ: «Президент Испанской футбольной федерации отказывается подтвердить или опровергнуть факт запрещения испанским футболистам участвовать в четвертьфинальном матче на Кубок Европы в Москве 29 мая». Сам президент профессор Альфонсо де ля Фуэнте Чаос слезно умолял правителя Испании отменить запрет. На генерала (он же генералиссимус) Франко насели УЕФА и ФИФА, грозя пакетом санкций. Его это мало трогало. В некоторых зарубежных изданиях промелькнули сообщения о том. что Франко соглашался снять запрет только при одном условии: если тренеры гарантируют победу испанской сборной. Ситуация оставалась неопределенной. Однако надежда, которая, как известно, умирает последней, все еще теплилась в сердцах испанских футболистов. 25 мая на мадридском аэродроме в полной готовности стояли два самолета бельгийской авиакомпании «Сабена», на которых должна была отправиться в Москву испанская делегация.
В полдень 25 мая телеграфные агентства передали из Мадрида: «Испанская футбольная команда вылетает сегодня во второй половине дня в Москву». Радость длилась недолго. Через шесть минут последовала телеграмма-молния: «Просим аннулировать наше предыдущее сообщение. Испанская футбольная команда в Москву не едет».
Что тут началось! «Политиканство в футболе», «Тайны мадридского двора», «Холуйская солидарность» -таков далеко не полный перечень заголовков к пространным материалам, появившимся в нашей печати. Вслед за тем последовало официальное заявление Федерации футбола СССР.
«Федерация футбола СССР глубоко возмущена грубым вмешательством франкистских властей, сорвавших встречу испанских и советских футболистов. Фашист Франко и его приспешники давно известны своей враждебностью к дружеским контактам... Акт произвола и насилия, совершенный в отношении испанских футболистов, желавших провести игры с командой СССР, свидетельствует о том, что фашистский диктатор Испании попирает принципы международного олимпийского движения. Повинуясь воле своих хозяев - империалистов США, он пытается внести в спорт элементы «холодной войны».
По тону, стилю и даже мельчайшим деталям с заявлением Федерации перекликалось письмо советских футболистов испанским собратьям: «Акт произвола франкистского правительства свидетельствует о том, что оно, повинуясь воле своих американских хозяев, пытается внести элементы «холодной войны» в спорт». Совпадения не случайны. Но суть не в том. Досталось каудильо Франко по делу.
Разве мог остаться в стороне первый человек страны Никита Хрущев? Воспользовавшись благоприятной ситуацией, он дал пинка (пользуюсь выражением из лексикона Никиты Сергеевича) испанскому генералу По этому поводу в одном из своих выступлений Хрущев сказал:
- Весь мир смеется сейчас над его (Франко - Прим. А.В.) последним трюком. Это он с позиции правого защитника американского престижа забил гол в свои ворота, запретив испанским футболистам встречу с советской командой.
Оргкомитет по проведению Кубка Европы, собравшийся в конце мая во Франкфурте-на-Майне, зафиксировал в своих протоколах автогол испанского диктатора и открыл дорогу советской сборной в полуфинал. До этого для спасения интереснейшего матча деятели УЕФА предложили провести его на нейтральном поле, чему категорически воспротивился председатель Федерации футбола СССР Валентин Гранаткин. в связи с тем, что это «нарушало регламент проведения Кубка, утвержденный УЕФА».
Серьезных санкций в отношении футбольной федерации Испании не последовало, но ее обязали до 30 ноября 1962 года внести в УЕФА сумму, равную 31 800 швейцарским франкам. Деньги эти предназначались Федерации футбола СССР.
Аксель ВАРТАНЯН
Газета «Спорт-Экспресс. Футбол». 01.02.2000 г.
ЗАЯВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЦИИ ФУТБОЛА СССР
по поводу срыва матчей на Кубок Европы по футболу между сборными командами Испании и СССР
Как известно, сборные команды Испании и СССР, участвующие в соревнованиях на Кубок Европы по футболу, должны были провести между собой два четвертьфинальных матча, поочередно в Москве и в Мадриде, для выявления участника финальных соревнований Кубка.
Еще до конца 1959 года федерации футбола Испании и СССР договорились о том, что матч в Москве состоится 29 мая 1960 года и в Мадриде - 9 июня. Представители федераций при личных встречах уже в этом году, 15 мая в Мадриде и 19 мая в Москве, подтвердили готовность к проведению соревнований между командами в установленные ранее сроки. Испанская федерация футбола официальным письмом уведомила, что испанская делегация в составе 32 человек прибывает в Москву 26 мая.
Советские футболисты и многочисленные любители спорта с большим интересом ожидали приезда испанской команды, зная высокий технический уровень ее игроков. Федерация футбола СССР сделала все необходимое к встрече испанской команды и произвела крупные затраты по аренде и подготовке места соревнования, выпуску программ, афиш и др.
В связи с появившимися на днях в печати сообщениями ряда зарубежных телеграфных агентств о решении испанского правительства запретить испанским футболистам встречаться с советскими спортсменами, Федерация футбола СССР обратилась в секретариат Европейской федерации футбола (УЕФА), являющейся организатором игр на Кубок, с просьбой выяснить, прибудет ли испанская команда в Москву и намерена ли Федерация футбола Испании провести ответный матч в Мадриде.
Секретариат УЕФА в течение трех дней не отвечал на поставленные вопросы, заявлял, что Испанская федерация футбола не подтверждала, но и не опровергала указанных выше сообщений телеграфных агентств. Исходя из этого, Федерация футбола СССР продолжала вести подготовку к матчу в Москве, имея в виду приезд испанской команды 26 мая.
Поздно вечером 25 мая секретариат УЕФА сообщил в Федерацию футбола СССР, что встречи сборных команд в Москве и в Мадриде не состоятся в связи с тем, что испанское правительство запретило испанским футболистам встречаться в играх на Кубок Европы с советскими спортсменами.
Федерация футбола СССР глубоко возмущена грубым вмешательством франкистских властей, сорвавших встречу испанских и советских футболистов. Фашист Франко и его приспешники давно известны своей враждебностью к дружеским контактам, они не в первый раз срывают встречи, организуемые международными спортивными федерациями.
Акт произвола и насилия, совершенный в отношении испанских футболистов, желавших провести игры с командой СССР, свидетельствует о том, что фашистский диктатор Испании попирает принципы международного олимпийского движения и международных спортивных федераций. Повинуясь воле своих хозяев - империалистов США, он пытается внести в спорт элементы "холодной войны".
К сожалению, Федерация футбола Испании не нашла достаточного мужества, чтобы заявить решительный протест против нарушения элементарных демократических свобод.
Федерация футбола СССР полагает, что международные футбольные организации - УЕФА и ФИФА заявят решительный протест против срыва испанским правительством матча на Кубок Европы, против вмешательства франкистских властей в деятельность международных футбольных объединений.
Федерация футбола СССР полагает также, что Международная и Европейская федерации удовлетворят ее законные и справедливые требования в связи с понесенными большими материальными затратами и убытком, явившимися следствием срыва матча в Москве.
Советские спортсмены сожалеют, что встречи сборных команд СССР и Испании на Кубок Европы не состоялись.
Cпортсмены всех стран должны объединиться для защиты идеалов олимпийского движения против вмешательства реакционных сил в спортивную жизнь.
ФЕДЕРАЦИЯ ФУТБОЛА СССР
Еженедельник "Футбол" № 1, 1960 г.
БОРЬБА ЗА КУБОК ЕВРОПЫ ПРОДОЛЖАЕТСЯ. 6 ИЮЛЯ СБОРНАЯ СССР ИГРАЕТ В МАРСЕЛЕ
В конце, мая во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) состоялось внеочередное заседание организационной комиссии Кубка Европы, на котором было обсуждено положение, создавшееся в связи со срывом франкистским правительством матча Испания - СССР. Кроме того, разбирался вопрос о сроках проведения полуфинальных и финальных соревнований.
Комиссия заседала в таком составе: Г. Шебеш (Венгрия) - председатель; Грах (Бельгия), Пюжоль (Испания), Роуз (Англия) и Фрей (Австрия) - члены комиссии.
На заседании присутствовал президент УЕФА (Союз европейских футбольных ассоциаций) Эбе Шварц (Дания). В работе комиссии приняли участие также председатель Федерации футбола СССР В. Гранаткин и президент Испанской футбольной Федерации де Лафуанте Чаос.
На днях т. Гранаткин вернулся из Франкфурта-на-Майне и рассказал нашему корреспонденту следующее:
- Советский представитель сделал заявление, полностью напечатанное в № 1 "Футбола". Члены комиссии сочувственно отнеслись к этому заявлению и пытались найти выход из создавшегося затруднительного положения. Учитывая большой интерес к этому матчу со стороны европейской и мировой спортивной общественности, Оргкомиссия делала попытки найти компромиссное решение о проведении матча на нейтральном поле. Подобные предложения не нашли поддержки в связи с тем, что это нарушало регламент проведения Кубка, утвержденный УЕФА.
В итоге Оргкомиссия приняла решение: исключить из розыгрыша Кубка Европы сборную команду Испании, как не явившуюся на поле в назначенный календарем срок для встречи со сборной СССР. Таким образом, советская команда признана победительницей четвертьфинального тура и допущена к финальной пульке.
В этой пульке примут участие четыре команды. Жребий определил встречи: СССР - Чехословакия, Франция - Югославия.
Финальная пулька будет проведена во Франции с 6 по 10 июля по олимпийской системе (проигравший выбывает из дальнейшей борьбы за Кубок). Наша команда встретится со сборной Чехословакии 6 июля в Марселе.
Оргкомиссия предложила Испанской федерации футбола возместить расходы, которые понесла наша федерация по организации матча Испания - СССР.
Гости, прибывшие в связи с празднованием 60-летия германского футбола во Франкфурт-на-Майне рассматривали неявку испанской команды на матч в Москву как серьезный подрыв престижа испанской федерации и отрицательно отнеслись к решению испанского правительства, которое, попирая олимпийские принципы спортивных связей, запретило своим спортсменам встречаться с футболистами СССР.
Еженедельник "Футбол" № 2. 1960 г.