И ВНОВЬ НИЧЬЯ НЕ ОГОРЧАЕТ
Вничью - 0:0 закончился здесь товарищеский матч между футбольными сборными Франции и СССР, но 46 тысяч зрителей не ушли со стадиона "Парк де пренс" разочарованными: игра, несмотря на моросящий дождь, проходила в быстром темпе, и обе команды имели немало возможностей забить гол.
- Мы недовольны результатом. - сказал после матча Мишель Идальго, тренер французской сборной, которой 16 ноября предстоит провести на своем поле решающую встречу в рамках пятой европейской отборочной группы чемпионата мира с командой Болгарии. - Ми рассчитывали только на победу, потому что она создала бы нам хороший запас оптимизма перед игрой с болгарскими футболистами, но сборная СССР оказалась настолько сильной и крепко организованной в плане коллективных действий, что нам остается быть удовлетворенными ничьей.
Идальго высоко оценил игру советских футболистов, которые "с самого начала применили прессинг и тем самым блокировали все маневры французской команды. Я признаю, что наши соперники сумели навязать свою манеру игры, перекрыв прежде всего связи между линиями полузащиты и нападения сборной Франции".
Нашей команде, как и в предыдущей встрече со сборной Голландии (также ничья -- 0:0), удалось не только создать два плотных оборонительных заслона из защитников и полузащитников, но и организовать интересные атаки, которые завершались либо индивидуальными проходами Блохина, Бессонова и Буряка, либо фланговыми прорывами, либо ударами издалека. "Все футболисты сборной СССР настолько быстро и обдуманно передвигались по полю, что мы не успевали вовремя менять позиции, чтобы противостоять атакам", сказал после игры центральный защитник французской команды, ее капитан Мариус Трезор.
Как и в матче с голландцами, полузащитники нашей сборной Буряк, Коньков, Веремеев, Колотов - успевали, и помогать обороне, прерывая атаки соперников при их зарождении, и проводить контратаки, заставившие по волноваться французских защитников и вратаря Рея.
Как и в матче с голландцами, надежно сыграли защитники сборной СССР и вратарь Дегтярев.
Конечно, у нас есть недоработки и слабые места, - сказал в интервью корреспонденту ТАСС старший тренер сборной СССР Никита Симонян. Прежде всего это относится к неумению реализовывать выгодные моменты, которых было достаточно и в Роттердаме, и в Париже. Но в целом игра команды понравилась собранностью футболистов, их желанием отдавать все силы на протяжении 90 минут матча.
Встреча с французской сборной но своей напряженности напоминала скорее официальную, нежели товарищескую, и я хотел бы отметить опытных игроков киевского "Динамо", сумевших обеспечить боевой настрой в игре сборной. Хотелось бы отметить и уверенные действия Дегтярева, и молодых футболистов - Бессонова, Пригоду, Бубнова, которые не стушевались в сложной ситуации.
Газета "Советский спорт". 11.10.1977 г.
НЕ ВСЁ СРАЗУ
В среду в Роттердаме - 0:0 и в субботу в Париже - 0:0. Нередко футбол пытаются классифицировать с помощью этих самых итоговых цифр через двоеточие: такой-то счет скучен, а такой-то занимателен. Может быть, сей метод и удобен, но уж во всяком случае, он груб и для внимательных зрителей не может служить руководством, разве только для тех, кому надобны поспешные, поверхностные, пусть и недостоверные умозаключения. В этом смысле вечерние бдения у телевизоров в среду и субботу дали нам лишние доказательства. Если матч Голландия - СССР протекал, за исключением коротких вспышек, ровно, даже несколько флегматично, и не слишком было ясно, намерены ли сошедшиеся на поле стороны добиваться победы, то матч Франция - СССР был оживленным, в нем чувствовалась борьба темпераментов, обе команды не скрывали притязаний на удачу. Не исключено, что разный характер матчей был предопределен тем, что еще до начала голландцы казались нашим футболистам чрезвычайно опасными, а французы - не очень. Что и говорить, репутации противников принято класть на весы, они - аргумент вовсе не отвлеченный и не словесный.
Состав нашей сборной тот же, что и в Роттердаме, только Колотов заменил Чеснокова, получившего травму. При всем уважении к универсализации игры, требующей, чтобы любой футболист, оказавшись на том или ином месте, умел сыграть так, как полагается играть на этом месте, нельзя все-таки не сожалеть о том, что форвардов мы вынуждены, как исчезающих животных, заносить в Красную книгу. Какие бы мудрые обоснования ни приводились, но сокращение числа форвардов до одного, будь это в сборной, в киевском "Динамо", в любом другом клубе, неминуемо ведет за собой снижение шансов на столь желанный и необходимый гол, хотя бы и один. Все-таки форвард - это тот человек, который считает себя обязанным забивать голы, имеет для этого данные, и прошел специальное обучение. Когда же полкоманды состоит из полузащитников, или, как их нынче принято именовать, игроков середины поля, то и игра большей частью идет в середине поля.
Блохин у нас форвард номер один не только потому, что он талантлив и выделяется, но и потому, что он и в клубе, и в сборной один-единственный форвард. Любопытно, что его промахи обсуждаются особенно энергично, если не сердито. Блохин и впрямь чаще всех завершает наступательные комбинации, но исключительность его положения делает его виновным больше, чем других, за нули на табло. Не думаю, что это справедливо: мастеров предпоследних ходов много, но их оплошности тут же забываются, а мастер последнего хода - один, и весь спрос с него. Думается, что кто-то должен делить с Блохиным ответственность. И не оттого ли нулевые ничьи и с "Эйнтрахтом" в Брауншвейге, и теперь в Роттердаме и Париже!?
У нашей сборной счет предыдущих встреч с французами был равный, и, возможно, потому новая встреча завязалась, наподобие встречного боя, когда команды борются за захват инициативы, каждая норовит продиктовать свои условия. Французская команда, как показал этот матч, оправдывает отзывы о ней. Да, она молода и по возрасту игроков, и по смелости, и по стремлению атаковать, ну, а вкус к комбинационной, изящной игре у французов, что называется, в крови. Возможно, что противника, который ответил бы французам такой же игрой, они бы и переиграли. Но наша команда была в обороне строгой, осмотрительной, прессинговала, когда было нужно, и французы, лишенные простора, где можно было бы шикнуть ловкостью и выдумкой, делали только минимум возможного. Но и в тесноте французы недурно ориентировались, доказательством чему может служить то, что наш вратарь Дегтярев поиграл как следует, а в нескольких эпизодах единственными движениями спасал положение.
В этом матче невозможно было проводить различие между атаками и контратаками, ни одна из сторон не засиживалась в обороне и не ловила другую на нечаянном одиночном выпаде. Обе атаковали. Характерно, что с самого начала, не в пример матчу с голландцами, в действия включались защитники Маховиков, Бубнов, Пригода. Было ощущение, что футболисты играют с удовольствием, а так нам обычно кажется, когда матч удается.
После этой "двухсерийной телепередачи" мне многие говорили примерно следующее: "Слушайте, а наши-то ничего играли!". Этот возглас приятного удивления остро напоминал о том разочаровании, которое испытали любители футбола весной от игры сборной. Немало людей, если судить по письмам, приходящим в редакцию, сгоряча даже махнули на нее рукой. И вот интерес возвращается.
Что же мы увидели? Разумную, зоркую игру в защите, где двое молодых - Бубнов и Пригода - от игры к игре мужают, причем им обоим, как видно, присуще высоко ценимое чувство спортивной ответственности. Квалифицированную игру в середине поля, где все как один - испытанные мастера, в равной мере сильные и в обороне, и в, поддержке атаки, а один, юный Бессонов, и много умеет, и, что приятнее всего, дерзает брать игру на себя. Увидели мы и выходивших на замену напористого, твердо стоящего на ногах форварда Челебадзе, и полузащитника Минаева, в отличие от клуба, чувствующего себя в сборной, как рыба в воде. И Блохин такой же, ни на кого не похожий. Все это вместе создает впечатление о нашей сборной, как о команде, приходящей в себя. Она выглядит спокойной, уравновешенной, играющей в охотку.
Нули в двух матчах подряд? Да, от нулей никуда не денешься. И не надо о них забывать, не надо кивать на "чуть-чуть" и "едва-едва". Хорошо, что восстанавливается облик активной игры, что команда способна бороться за захват инициативы. А то, что она обязана стать командой, способной огонь инициативы превращать в огонь победных строк на табло, пусть это станет ближайшей ее программой. Не все сразу.
Л. ФИЛАТОВ.
Еженедельник "Футбол-Хоккей". № 42. 1977 г.
ПОЛЕЗНЫЕ НИЧЬИ
Матч нашей футбольной сборной, состоявшийся субботним вечером 8 октября в Париже против сборной Франции закончился вничью — 0 : 0.
Товарищеский характер игр позволил нашим игрокам избавиться от скованности и в более полной мере раскрыть свои игровые возможности. Приятно, что в двух этих матчах более рельефно вырисовался силуэт нашей новой сборной.
В Париже наша команда выступала в таком составе: Дегтярев, Пригода, Бубнов, Хинчагашвили, Маховиков, Буряк, Коньков, Колотов, Веремеев (Минаев, 60), Бессонов (Челебадзе, 62), Блохин.
— В целом двумя проведенными матчами мы довольны, — сказал старший тренер нашей сборной Н. Симонян. Рядом с опытными игроками Блохиным, Коньковым, Веремеевым, Буряком приятно было видеть уверенные, а подчас и смелые действия новичков сборной Бубнова и особенно Бессонова. Хорошо вошел в коллектив и Пригода. Нельзя сказать, что цифровой результат обоих матчей нас устраивает. Конечно, приятнее было бы выиграть, что, кстати говоря, могло быть весьма реальным.
Н. ОЗЕРОВ, заслуженный мастер спорта.
ПАРИЖ , 10 октября.
Газета "Известия", 10.10.1977 г.