РЕПЕТИЦИЯ, КОТОРАЯ ОГОРЧИЛА
СБОРНАЯ СССР - СБОРНАЯ ФРГ - 1 : 4
26 мая 1972 года. Открытие Олимпийского стадиона в Мюнхене. |
Товарищеская встреча на новом Олимпийском стадионе в Мюнхене, приуроченная к его открытию, стала своеобразной генеральной репетицией перед финалом чемпионата Европы. Обе команды, как известно, вышли в финальный турнир четырех и могут встретиться в нем или в споре за звание сильнейшей сборной команды континента, или в матче за 3-е место.
Забегая вперед, скажем, что игра в Мюнхене, если и стала репетицией, то только для одной команды — ФРГ. Что касается нашей сборной, то, можно сказать, матч оказал лишь одну услугу: словно рентгеновским лучом, высветил все ее слабости и недостатки.
Перед отъездом в ФРГ тренер сборной СССР Н. Гуляев в беседе с нашим корреспондентом дал оценку сборной ФРГ, основываясь на личных впечатлениях и высказываниях зарубежных специалистов. Стало быть, наши тренеры и игроки знали, чем сильна команда ФРГ. Вот только предложить свою контригру не сумели.
Действительно, одним из козырей хозяев поля оказалась отличная физическая подготовка, позволившая во втором тайме взвинтить и без того быстрый темп игры до предела. Но ведь и наши футболисты всегда славились хорошими физическими кондициями. На этот раз их не хватило даже на то, чтобы организовать подвижную оборону.
Умение вести коллективную игру всегда отличало советских футболистов. В мюнхенском же матче такое умение продемонстрировали наши соперники. Причем оно прекрасно сочеталось с высоким индивидуальным мастерством таких исполнителей, как Беккенбауэр, Нетцер, Мюллер, Хёнесс. В нашей команде, напротив, не нашлось игрока, способного объединить разрозненные усилия. Еще не созрел для роли диспетчера Коньков, и только с запоздалым появлением на поле Мунтяна мы увидели проблески организованных коллективных действий.
Наконец, организация и ведение атаки. Мы много, но, как видно, отвлечённо, дискутировали в печати, какова же она — современная атака, как она строится, как завершается. Сборная ФРГ дала предметный урок, напомнив старую истину, что атака начинается с паса. Умение немецких игроков делать целесообразные, точные и удобные для партнеров передачи завидно. Но еще более завидна тактическая основа их атаки, в которой не участвует разве что вратарь. Наступление широким фронтом, двумя-тремя эшелонами, в котором, не мешая, а помогая друг другу, заняты все полевые игроки, в конце концов, разорвало и деморализовало нашу защиту. В этом наступлении в равной степени были опасны и чистильщик Беккенбауэр, и стоппер Шварценбек, и крайние защитники Брайтнер и Хёттгес, и заменивший его Бонхоф, не говоря уже о полузащитниках. Следить надо было за всеми, внимание обороняющихся раздваивалось, а малейшую промашку защитников наказывали точными передачами Мюллеру в центр или Кремерсу на левый фланг.
Заслуживает внимания перестройка, которую произвели хозяева поля после того, как их давление в первом тайме не принесло результата. Это, по всей видимости, и застало врасплох нашу команду. До перерыва нашим в какой-то степени удавалось снизить атакующий потенциал сборной ФРГ, сбивая темп, подолгу разыгрывая мяч накоротке в середине поля, уменьшая тем самым его потери. Угрозы возникали главным образом с фланга быстрого Хейнкеса. На другом фланге Дзодзуашвили плотно опекал Кремерса и справлялся с этим. Но это была прелюдия матча. Хельмут Шён дает первую поправку: Кремерс отходит назад. Попытки Дзодзуашвили следовать за ним приводят к тому, что мяч то и дело направлялся за спину нашему защитнику, а Кремерс на скорости врывался в зону. Дзодзуашвили попробовал играть в зоне, но теперь уже левый крайний получал мяч, никем не атакуемый, и распоряжался им, как хотел. Так он, к примеру, начал комбинацию, приведшую к третьему голу.
Следующий ход Хельмута Шена заключался в том, что он сдвоил центр нападения. После перерыва быстрый Хейнкес отдал свой фланг в распоряжение Хёнесса и Бонхофа, а сам занял позицию в центре, за спиной у Мюллера. Теперь основные угрозы возникали по центру, а наши защитники, так и не сумев перестроиться, проигрывали как позиционную борьбу, так и единоборства. Примечательно, как Мюллер открыл счет. По центру прорвался Беккенбауэр и точно отдал мяч дежурившему на острие атаки Мюллеру. Хурцилавы поблизости не оказалось — в борьбу с центрфорвардом вступил Трошкин. Но и его попытки отобрать мяч не помешали. Мюллеру принять, обработать и послать мяч в ворота.
Это было на 49-й минуте, а уже спустя две минуты оправдался замысел Шёна: Хейнкес сделал рывок с мячом по центру — Рудаков в броске взял мяч, после хлесткого удара с ходу и... выронил его, а Хёнесс добил в сетку.
Возможно, на 63-й минуте все бы и обошлось после подачи Кремерса и удара головой Мюллера, но непростительно ошибся Истомин, и Мюллер перехватил мяч, адресованный Рудакову.
Прошло еще две минуты, и счет стал 4:0. Абрамов пассивно сопровождал Нетцера и позволил ему нанести удар. Штанга. Первым у мяча оказался опять же Мюллер.
Только после этого наши футболисты, если можно так сказать, несколько пришли в себя. Этому способствовало и появление Мунтяна, который быстро нашел общий язык с Банишевским. Пожалуй, наш центрфорвард был единственным в атаке, кто реально угрожал воротам хозяев поля, но ему недоставало реактивности, умения и той «заряженности на ворота», которая отличала Мюллера. Все же рывок Банишевского на 73-й минуте позволил забить «гол престижа». Банишевский на скорости обошел защитника, навесил мяч на дальнюю штангу, куда успел Колотов. 1:4.
Наши еще много атаковали, но качество этих атак существенно отличалось от атак хозяев поля.
В. БЕРЕЗОВСКИЙ
Источник - газета «Советский спорт», 28.05.1972 г.
БЕЗ АТАКИ НЕТ ФУТБОЛА
"Открывают" арену сборные ФРГ и СССР. На снимке Анатолий Коньков и Франц Беккенбауэр. |
Лучший бомбардир мексиканского чемпионата мира по футболу Герхард Мюллер обманным движением заставил Евгения Рудакова броситься в правый угол ворот, затем расчетливо послал мяч в сетку рядом с левой штангой. За спиной Мюллера вслед катящемуся в ворота мячу с отчаянием глядел Трошкин. Так был забит первый гол на новом олимпийском стадионе Мюнхена во встрече сборных ФРГ и СССР.
Пожалуй, меньше всего в данном случае следует винить Рудакова, нашего, несомненно, лучшего сегодня вратаря. Его просчет программировался нашими… форвардами. Ну, мог ли он допустить, что в столь жесточайшей схватке у вратарской площадки после тяжелого единоборства с полузащитником Мюллер при самой выгоднейшей позиции станет рассчитывать более верную? Рудаков сделал все, чтобы спасти ворота. Но привычка, опыт обернулись против. Он знал, что с таких положений, в азарте бьют, особо не размышляя, хлестко, сильно, чтобы наверняка…
Поражение нашей сборной в Мюнхене подтвердило известную истину: на одном атлетизме строить свои надежды нельзя.. Атлетизм плюс техника — это аксиома современного футбола. Можно вернуться к нашей недавней встрече со сборной Югославии и найти в ней подтверждение сказанному. Да, в первой половине того матча демонстрировалась высокая техника югославских футболистов, во второй — отличная физическая подготовка игроков нашей сборной. Мы выиграли, но как бы обернулись события, будь наши соперники более выносливыми?
Встреча со сборной ФРГ была серьезной проверкой наших футбольных достижений на высшем уровне, а они, надо признаться, пока скромные.
Скольку за последнее время у нас появилось одаренных, подающих большие надежды футболистов? Немало. Но почему они почти никогда не вырастают в звезд? Причин, разумеется, много, но основные кроются в недостаточном уровне игр внутреннего чемпионата, что тормозит рост молодых дарований. Все-таки в наших внутренних играх еще много серых, скучных матчей, где игроки демонстрируют утомительный, нечеткий, грубый футбол. Не в этой ли борьбе с посредственностью нивелируются и лучшие наши игроки? Один лишь пример. Кстати, он и ответ на многочисленные письма наших читателей: почему не включают а сборную Бышовца? Сообщаем: Анатолий Бышовец больше лечится от травм, нежели играет… Чемпионат нынешнего года лишь начинает свой разбег. Но сколько уже вынесено предупреждений игрокам, склонным к нечестной борьбе на поле! Внушительный список…
Да, выездная сессия наших футболистов была калейдоскопически пестрой. Смешалось все: надежды, сомнения… Все это дает пищу для серьезных размышлений.
В. ШИН
«Комсомольская правда». 30.05.1972 г.