ГОЛЫ БЕЗ ОТВЕТА
Перед матчем. Верхний ряд (слева направо): А. Ткаченко, В. Семёнов, Е. Ловчев, А Журавлёв, Ю. Елисеев, Ю. Васенин, нижний ряд: В. Малыгин, А. Куксов, С Кузнецов, В. Онищенко, В. Кузнецов. |
За несколько часов до начала матча нашей команды со сборной Аргентины я познакомился с редактором аргентинского журнала "Футбол Сплендид" Хуаном Карлосом Латерсой. Наше взаимное интервью оказалось продолжительным, и время до игры пролетело незаметно...
Аргентинский футбол всегда занимал в мире особое место. В мировых чемпионатах сборная этой страны серьезных успехов никогда не имела, но в южноамериканских соревнованиях ее достижения превосходят достижения бразильцев. Аргентинские клубы часто выигрывали Кубок Либертадорес, а затем и Межконтинентальный приз, то есть завоевывали неофициальное звание чемпиона мира среди клубных команд. И в нынешнем сезоне осенью за этот приз с голландским "Аяксом" поспорит аргентинский "Индепендентье".
- Почему же сборная не имела больших успехов в чемпионатах мира? - спросил я Латерсу. - Ведь ее обычно относили к фаворитам.
- Несколько десятков лет я связан с футболом, - рассказывает редактор. - И все это время мы, журналисты, ломаем перья, чтобы доказать нашим футбольным руководителям, что нельзя так легко терять выдающихся игроков. Всемирно известные "звезды" Ди Стефано и Сивори прославляли испанский и итальянский футбол, выступали за сборные чужих стран, а за сборную своей родины почти не играли. Наверняка нет такой страны в мире, которую покинуло бы больше футболистов, чем Аргентину. Раньше европейская валюта толкала наших игроков к эмиграции. В последние годы увеличился экспорт не только в Европу, но и в пределах нашего континента. Особенно зарятся на аргентинских мастеров бразильские клубы. И если раньше они приобретали у нас только защитников и вратарей - форвардов в Бразилии всегда был избыток, то теперь пришел черед и для наших нападающих. Например, "Ботафого" купил центрфорварда Фишера за 150 тысяч долларов и сделал при этом "великое одолжение, разрешив Фишеру выступать за сборную Аргентины. В связи с тем, что у нас в стране состоится чемпионат мира 1978 года, недавно принято решение, по которому никто из футболистов моложе 24 лет не может быть продан за границу. Так что надеемся, потенциал сборной возрастет...
В Аргентине, видимо, всерьез задумались о том, чтобы к 1978 году все было в порядке. 2 февраля 1972 года аргентинское правительство приняло закон № 19468, которым объявило предстоящий чемпионат мира событием, отвечающим национальным интересам страны, и создало комитет, в который вошли представители нескольких министерств. Кстати сказать, аргентинцы предлагают, чтобы в финальной стадии чемпионата мира участвовали 24 команды.
- Мне кажется, я даже почти уверен в этом, что 1978 год станет вехой в истории аргентинского футбола, - говорит Латерса. - До сих пор на всех чемпионатах мира Южная Америка соперничала с Европой, имея двух главных представителей - Бразилию и Уругвай. Из девяти чемпионатов мира южноамериканцы выиграли пять, один из них в Европе. Европейцам же в Южной Америке побеждать не удавалось. Думаю, что одолеть трех грандов будет еще труднее. Южноамериканцы гибки, их техника позволяет преодолевать атлетизм европейцев. Мы гордимся тем, что виртуозность ног наших игроков сочетается с молниеносностью мысли, что позволяет находить верные решения в любой трудной ситуации...
Я, естественно, возражал по многим вопросам своему собеседнику, напоминал об успехах лучших европейских команд.
- Да, - соглашается Латерса, - в Европе есть, конечно, одаренные игроки, в Англии, ФРГ, близки к южноамериканцам венгры. Но обратите внимание, что кризис испанского и итальянского футбола, видимо, был вызван импортом игроков. Настоящий, стабильный успех способен прийти к тем странам, где игроков не экспортируют и не импортируют. У вас, в Европе, суровый, методичный, плотный стиль игры. У нас - манера, преисполненная индивидуального мастерства, желания играть у чужих ворот. Мы даем играть другим и созидаем сами...
Здесь мне пришлось напомнить коллеге о том, что неудачи аргентинского футбола часто определялись как раз стремлением не дать сыграть сопернику, а самим действовать "от обороны". Оборонительные варианты аргентинцев, их защитные склонности играли в развитии южноамериканского футбола такую же отрицательную роль, как итальянские тактические схемы в Европе.
- Вы правы,- соглашается Латерса, - но все это в прошлом. Сейчас в Аргентине есть много хороших крайних форвардов. Кроме Фишера, есть и талантливые центрфорварды. Например, в турнире Метрополии (так называется чемпионат страны) в 240 матчах было забито в среднем больше четырех голов за матч. Кажется, наши тренеры с легкой руки Ди Стефано (как жаль, что он не прижился у нас и в роли тренера и вновь покинул страну) поняли, что лучше всего задачи обороны решает атака.
... И вот на поле выходят наша и аргентинская команды, выходят в таких составах: СССР — Ткаченко, С. Кузнецов. Журавлев, Малыгин, Ловчев, В. Кузнецов, Васенин, Куксов, Семенов, Елисеев, Онищенко; Аргентина — Санторо, Вольф, Пиацца, Варгас, Эредиа, Раймондо, Семеневич, Пасториза, Мастранджело, Фишер, Мас.
Наши сразу же бросаются в наступление, и соперники вынуждены обороняться. В этот период, а длился он минут двадцать пять, оборона аргентинцев не казалась непробиваемой. Нашим нападающим и полузащитникам удается выходить на ударные позиции. Спасает сборную Аргентины блестящая игра вратаря Санторо.
- Хорошо, что мы его не продали в Бразилию,- говорит мне Латерса.
Просто чудом Санторо парирует удары В. Кузнецова, Онищенко, Васенина. А на 27-й минуте, когда наши продолжали наступать, защитники аргентинцев отбили мяч в центральный круг своему капитану Пасторизе. Он продвинулся вперед и метров с сорока отправил мяч верхом в нашу штрафную площадь. И тут непостижимую ошибку совершил Ткаченко. Как-то нерешительно он двинулся навстречу мячу, тот ударился перед ним, отскочив от земли, попал нашему голкиперу в плечо и рикошетом в ворота.
Латерса, посмотрев на меня, сочувственно покачал головой. Тогда никто еще не знал, что отквитать этот гол нашей команде не удастся. Наши продолжали атаковать до перерыва, но ободренные неожиданной удачей аргентинцы теперь защищались лучше.
На второй тайм у нас вместо Семенова вышел Асатиани, а на 65-й минуте вместо В. Кузнецова - Бышовец. Постепенно игра выровнялась, и с середины тайма в наступление перешли аргентинцы. Фишер и Мас действительно показали незаурядное мастерство, но Латерса потом говорил мне, что это был не лучший день у аргентинских форвардов.
- В этом матче, - сказал на прощание редактор "Футбол Сплендид", - вы увидели как бы прошлое и будущее нашего футбола: полтора тайма обороны и пол тайма атаки. Через шесть лет в Буэнос-Айресе соотношение будет противоположным... А ваша молодая команда, безусловно, была достойна, как минимум ничьей...
Геннадий РАДЧУК, Белу-Оризонти.
Еженедельник "Футбол-Хоккей". № 28. 1972 г.
ОБИДНЫЙ ГОЛ
Досадно было проигрывать этот матч. Не так много зрителей присутствовало на стадионе "Минейро" в Белу-Оризонти, что-то около пяти тысяч. И все они дружно ахнули, когда на 27-й минуте в ворота нашей команды влетел мяч. Капитан сборной Аргентины Пасториза, ведущий полузащитник аргентинцев, собственно говоря, и по воротам-то не бил. Метров с сорока он направил мяч в нашу штрафную площадь. Ткаченко замешкался, а затем двинулся навстречу мячу. Но тот ударился о землю перед нашим голкипером, подскочил и попал Ткаченко в плечо, а от плеча уже в угол ворот.
И это произошло в тот момент, когда казалось, что наша сборная клубов вот-вот откроет счет. В первом тайме советские футболисты имели неоспоримое территориальное преимущество и, кроме того, периодически создавали опасные моменты у ворот соперника. Уже на 7-й минуте Виктор Кузнецов вышел один на один с вратарем аргентинцев Санторо, но пробил мимо цели.
А затем аргентинский вратарь демонстрировал такое мастерство, что после матча все зарубежные обозреватели говорили про него: "Играл, как европеец". Для вратаря это, видимо, здесь высшая похвала, ведь героями первого тура полуфинальных матчей в группах единодушно признавали чехословацкого голкипера Виктора и нашего Ткаченко.
Санторо действительно был в ударе в этот вечер и творил чудеса. На 12-й минуте всем показалось, что мяч после удара Онищенко влетел в сетку, но Санторо в блестящем броске спас свои ворота На 23-й минуте Санторо совершил еще один труднейший бросок, парировал на угловой мяч после удара Васенина.
И вот в этот момент, когда казалось, что рано или поздно наши форварды "пробьют" непробиваемого голкипера, мяч и влетел в наши ворота. Единственную ошибку допустил Ткаченко, и она стоила нашей команде поражения.
Но, пропустив гол, советские футболисты продолжали наращивать давление. Аргентинская оборона здесь, на турнире, уже прошла проверку, выдержав натиск французской сборной в последнем матче предварительных игр. Но затем португальцы показали, как надо преодолевать такую насыщенную и организованную оборону. Нашей команде этого сделать, к сожалению, не удалось. Уверенно действовали в обороне аргентинцев центральный защитник Пиацца (однофамилец известного бразильца - чемпиона мира) и левый защитник Эредиа.
После перерыва наши футболисты продолжали наступать, но делали это как-то недостаточно настойчиво, словно бы по инерции, словно бы не веря, что можно все же добиться результата.
Мне все же кажется, что наша команда вправе была рассчитывать на победу, если бы в завершающей стадии атаки сыграла острее. Ну и если бы, конечно, не был бы в таком ударе Санторо. Это, правда, от наших футболистов не зависело…
Бесспорно, в четверг 6 июля нам предстоит трудный решающий матч с командой Португалии. Португальцев устроит ничья, тогда им придется опасаться только аргентинцев, и то, если те сумеют обыграть уругвайцев с крупным счетом. Нашей команде нужно стремиться к победе. И, думается, все что в силах игроков, они сделают.
Геннадий РАДЧУК, Белу-Оризонти.
Газета "Советский спорт". 04.07.1972.